Рефераты. Глобализация экономики и народного хозяйства

Интернационализация, перерастающая в глобализацию, превращает весь мир в поле деятельности ТНК. Однако статистика показывает, что не только национальные, но и транснациональные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятельности прежде всего к соседним странам. Многие из них имеют дело со всеми регионами мира, но свой и соседние регионы оказываются преобладающими в их внешнеэкономических связях. Подобная внешнеэкономическая ориентация страны на свой и соседние регионы мира называется регионализацией.

Примером может быть внешняя торговля России. В 1997 г. на другие страны — члены СНГ приходилось около 22% российского экспорта и импорта товаров, на страны Европы — около 52% и на соседние азиатские страны, прежде всего Китай, — около 8%. Таким образом, более 80% внешнеторгового оборота России приходится на соседние страны и регионы, хотя наша страна активно торгует и со многими отдаленными от нее странами мира (например, на США приходилось более 6% внешнеторгового оборота России). Другим примером может быть Европейский союз, где на взаимные капиталовложения приходится более 55% всего ввоза и вывоза капитала (если судить по прямым инвестициям).

Центральное звено глобализации хозяйственной жизни — международное производство под контролем транснациональных корпораций (ТНК), т. е. таких, которые занимаются предпринимательской деятельностью на территории более чем одной страны. ТНК существенно модифицируют как структуру мирохозяйственных связей, так и механизм функционирования национальных воспроизводственных комплексов. Все большие объемы международной торговли товарами, обмена научно-техническими знаниями, производственных кооперационных связей и миграции капитала сосредоточиваются внутри гигантских транснациональных компаний. Уровень транснационализации национальных экономик растет в послевоенные годы во многом в результате их деятельности .К ним относят хозяйственные структуры, которые включают родительские компании и их зарубежные филиалы. Родительской (материнской) называют ту компанию, которая частично или полностью контролирует активы других компаний за рубежом, для чего обычно ей нужно вла­деть не менее 10% их уставного капитала. Подобные фирмы называют зарубежными филиалами ТНК и подразделяют на дочерние компании (в них родительская компания владеет более 50% уставного капитала), ассоциированные (10 до 50% уставного капитала) и отделения.

В мире насчитывается свыше 20 тысяч ТНК. Из них примерно 2 тысячи наиболее крупных сосредоточили основную массу прямых инвестиций в мировом хозяйстве и получают львиную долю всей прибыли от иностранной предпринимательской деятельности. Различия в степени внедрения иностранных корпораций в хозяйство стран обусловлены как масштабами экономики разных государств, так и неодинаковым уровнем концентрации национального капитала, мощью собственных международных компаний. Немалую роль играет и государственная политика в отношении «чужих» ТНК, нередко прямо или скрыто сдерживающая их проникновение.

Несмотря на все более свободный доступ их товаров на зарубежные рынки и большие возможности выбора способов выхода на эти рынки (через внешнюю торговлю, передачу технологий), ТНК предпочитают прямые инвестиции. В этом случае они получают доступ к экономическим ресурсам (факторам производства) зарубежных стран, некоторые из которых иммобильны или маломобильны (природные ресурсы, рабочая сила). Прилагая к этим экономическим ресурсам свои собственные (капитал, знания, предпринимательские способности), ТНК получает возможность в рамках всей планеты организовать ориентированную на наибольшую эффективность собственную производственную и сбытовую сеть.

В настоящее время ТНК контролируют 1/5—1/4 часть мирового ВВП, а на торговлю между родительскими компаниями и их зарубежными филиалами приходится 1/3 мировой торговли. В результате ТНК являются важной составной частью механизма мирового хозяйства, которая во многих случаях имеет собственные интересы, могущие совпадать или не совпадать с интересами других составных частей этого механизма — национальных экономик, ин­теграционных объединений, международных организаций. Отсюда часто настороженное отношение к ним со стороны как стран, где размещены зарубежные филиалы ТНК, так и стран, где расположены штаб-квартиры родительских компаний. Ведь собственные производственно-сбытовые сети ТНК не только содействуют развитию внешнеэкономической деятельности стран их происхождения и размещения, но и нередко оказываются неподвластными государственному регулированию со стороны этих стран.

Транснациональные корпорации — это новая сила в мировой экономике, и в настоящее время именно они являются главным двигателем интернационализации. Причем в современной внешнеэкономической деятельности доминирует уже не внешняя -торговля, а организация производства товаров и услуг непосредственно на зарубежных рынках. Объем этого так называемого международного производства превышает объем мирового экспорта товаров и услуг (соответственно 9,5 и 6,4 трлн долл. в 1997 г.), а сам по себе мировой экспорт все больше становится внутрифирменной торговлей между различными подразделениями ТНК. Можно сделать вывод, что деятельность ТНК все больше превращает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

 

 

 

 

7.Эффективность государственного регулирования в условиях глобализации экономики

 

Логика развития мирового хозяйства в последней трети прошлого века со всей остротой поставила вопрос дальнейшего пути развития государства как особого субъекта социально-экономической системы. Структурные изменения мировой экономики, вызванные глобализацией, потребовали и перестройки всей системы государственных экономических институтов. Сразу следует отметить, что некорректно говорить об упразднении или уменьшении суверенитета государства, как национального образования. Невозможно упразднить основные функции государственного аппарата и «отнять» базовые инструменты проведения макроэкономической политики. Речь идет о том, что в условиях глобализации, под её прямым воздействием, коренным образом изменился механизм регулирования национальной экономики, а также методы и способы, используемые государством ранее. Факторы, повлиявшие на изменение роли государства, оказались напрямую связаны с дальнейшей деятельностью  и трансформацией государственных институтов.

1.  Глобализация значительно сузила возможность бесконтрольных действий правительств отдельных стран. Участие страны в ВТО, МВФ и других экономических образованьях резко сужает  степень экономического и законодательного волюнтаризма, возникает необходимость унификации и согласования налоговой, бюджетной, кредитно-денежной, инвестиционной политики (т.е. всей макроэкономической стратегии отдельной страны). В глобальной экономике гармоничное и полноценное развитие национального хозяйства отдельной страны, возможно лишь при условии интеграции государства в единую мировую экономику, т.е. передача части функций государства (в лице законодательной и исполнительной властей) на наднациональный уровень – осознанная необходимость. Это не свидетельствует о «девальвации» национального государства, ведь решения о передачи полномочий принимаются и ратифицируются на уровне национальных институтов (например, такая практика является общепринятой в ЕС). 

Кроме того, сближение налогового, инвестиционного и другого законодательства, особенно в наиболее продвинутых интеграционных объединениях, позволяют их участникам пользоваться преимуществами крупномасштабного производства, рассчитанного на объединенный рынок.

2. Несомненно, ведущая роль в либерализации мировой экономики, начавшаяся на рубеже 70-80-х годов XX века принадлежит глобализации. Либеральная модель «социального рыночного хозяйства» потребовало значительного уменьшения масштабов прямого государственного участия и регулирования экономики. В начале 80-х в развитых странах мира основной упор был сделан на сокращении государственного сектора в экономике. Разгосударствление и последующая приватизация затронули целый ряд отраслей экономики, ранее находившееся под исключительным государственным контролем. Прежде всего, приватизация затронула отрасли производственной инфраструктуры (энергетика, связь, транспорт), которые традиционно входили в сферу государственного предпринимательства, являясь объектом жесткого регулирования. Именно в этих отраслях – сфере естественных монополий – структурные изменения оказались наиболее масштабными. Реформирование естественных монополий позволило открыть рынки капитала и стимулировать конкуренцию в области потребления и производства газа, электроэнергии, транспортных перевозок. Государство вынуждено было пойти на эти шаги по двум причинам, во-первых, недостаток бюджетных средств – в современной экономике даже бюджет развитого государства, с мощной постиндустриальной экономикой, не в силах в полном объеме финансировать  столь крупный государственный сектор хозяйства, подобные попытки приводят к росту бюджетного дефицита. Во-вторых, недостаток управленческого потенциала, т.е. неспособность государственного аппарата эффективно управлять естественными монополиями. Именно поэтому по инициативе самого государства была проведена модернизация организационных структур и методов управления принадлежащих ему компаний, с целью преодоления их убыточности.

3. В условиях развития глобального мирового хозяйства, приоритетной для государства становится социальная политика, т.е. перераспределение общественного продукта в целях обеспечения коллективных социальных потребностей (развитие здравоохранения, охрана труда, защита окружающей среды, образование и профессиональное обучение) и социального обеспечения тех групп населения, которые нуждаются в поддержке государства (пенсионеры, безработные, многодетные семьи и т.д.). 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.