Рефераты. Функции рынка, позитивные и негативные стороны рыночного механизма

7.     Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс болезненный, мучительный, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.

8.   Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет, что в среднем из каждых трех начинающих предпринимателей, двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).

2.2.      Виды рынков и их структура.

До сих пор рынок рассматривался, как единая система, на самом деле рыночный механизм в целом характеризуется весьма сложной структурой.

По своей структуре рынок представляет собой, такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег и следовательно, регулятором экономическим отношений выступает цена. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и денежном рынке – форму процента, на рынке земли – форму ренты.

Описание структуры рынка зависит от выбранных критериев классификации. Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие элементы единой рыночной системы. Эти критерии следующие:

1.     По объектам купли-продажи

ü        потребительский рынок, или рынок товаров и услуг, приобретаемых населением;

ü        рынок средств производства;

ü        рынок земли;

ü        рынок машин и оборудования;

ü        рынок недвижимости;

ü        рынок труда;

ü        рынок технологии;

ü        рынок услуг;

ü        денежный рынок;

ü        валютный рынок;

ü        страховой рынок;

ü        рынок информации;

ü        рынок интеллектуальной собственности (патентов, лицензий);

ü        рынок произведений искусства, духовных благ;

ü        рынок отдельных товарных групп (книжный рынок, детские товары и т.п.).

2.     По пространственному размещению

ü        локальный;

ü        местный;

ü        национальный;

ü        мировой.

3.     По формам собственности

ü        частный;

ü        кооперативный;

ü        государственный.

4.     По характеру продаж

ü        оптовый;

ü        розничный;

ü        импортный;

ü        экспортный.

5.     По уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса

ü        равновесный;

ü        дефицитный;

ü        избыточный.

6.     По видам конкурентной борьбы

ü        рынок совершенной конкуренции;

ü        рынок не совершенной конкуренции.

7.     В зависимости от характера сделок

ü        свободный рынок;

ü        регулируемый рынок.

8.     С точки зрения рыночного законодательства

ü        легальные рынки;

ü        не легальные (теневые, черные, серые).

2.3.      Инфраструктура рынка.

Инфраструктура рынка – это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков. Элементами рыночной инфраструктуры являются:

ü        Товарные биржи;

ü        Валютные биржи;

ü        фондовые биржи;

ü        биржа труда;

ü        банковская система;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.