Рефераты. Франчайзинг: мировой опыт и его внедрение в России
Другая франшизная
система соединяет производителя и розничного торговца. Лучшим примером является
система, соединяющая производителей автомобилей и розничных автомобильных
дилеров. Еще одним примером являются станции автообслуживания, которые
предоставляют места для парковки и продают горюче-смазочные материалы,
поставляемые по контракту нефтеперерабатывающими компаниями типа
"Тексако". Франшизные системы, соединяющие производителя с оптовым
торговцем, оптового торговца с оптовым торговцем и оптового торговца с
розничным торговцем, действуют аналогичным образом.
Розничные и обслуживающие
франшизные системы типа "Кентукки фрайд чикен" и "Кволити
инн." заметно отличаются от систем франшизных соглашений между
производителем и оптовым торговцем, потому что франчайзи фактически является
здесь продолжением франшизера. В подобных системах каждый франчайзи напоминает
торговую точку компании с единственным исключением: франшизер вкладывает для
создания этой торговой точки деньги франчайзи, а не собственные средства.
Глава
4. Развитие франчайзинга в России.
При анализе
деятельности предприятий, применяющих франчайзинг для развития бизнеса, в
первую очередь следует учитывать, что мировой опыт применения франчайзинга
насчитывает более 100 лет, в России же он только начинает свое развитие. Начало
использования франчайзинга было обусловлено становлением на российском рынке
цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых
методов ведения бизнеса.
В
бизнес-терминологию России термин "франчайзинг" был введен около 13
лет назад во многом благодаря известному российскому предпринимателю Владимиру
Довганю, который первым попытался внедрить на российском рынке франчайзинг. К
сожалению, первое предприятие, сделавшее попытку применить франчайзинг на
российском рынке, потерпело фиаско.
Активное развитие
данной формы ведения бизнеса началось лишь около пяти лет назад.
В
России франчайзинг начал активно развиваться в середине 90-х годов. По оценкам
специалистов в России существует более 200 успешно работающих франчайзинговых
компаний. На российский рынок пришли и развиваются ряд известных западных
франшизных систем: Alphagraphics, Baskin Robbins, Kodak, Subway, Xerox и др.
Наряду с международным, успешно развивается и чисто российский франчайзинг.
Появились и бурно развиваются такие отечественные концепции, как
"Ростикс", "1С", "Теремок - Русские блины",
"Перекресток" и др[8] .
Первый
договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой
концессии (франчайзинговый договор), зарегистрирован в Роспатенте в июне 1996
года. Это договор между компанией “КолгейтПалмолив” США (правообладатель) и АО
“Колгейт-Палмолив” РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным
наименованием выступают 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области
производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков,
техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау.
В 2003 году с интервалом менее месяца в
Москве прошли III конференция и выставка «Франчайзинг в России 2003» и I
международная выставка по франчайзингу Buy Brand – «Купи Брэнд». Это
обнадеживающие признаки того, что и в Россию приходит, наконец, этот самый
быстро развивающийся в мире метод организации бизнеса. В США, например, он уже
назван бизнес-революцией и через 1500 франчайзинговых систем обеспечивает почти
40% всех розничных продаж товаров и услуг на общую сумму около 1 трлн. долларов
в год.
У наших европейских соседей количество
франчайзинговых систем поменьше – около 800 в Германии и около 600 в Англии.
Россия сегодня уже опередила Данию, у которой 98 систем и 2 тысячи франшизных
точек – операторов (или «франчайзи»). По разным оценкам, у нас примерно 5 тысяч
операторов, основную долю которых составляют такие развитые системы как
магазины «Лавка жизни» (около 2000), точки продаж программного обеспечения «1С»
(около 1,5 тыс.) и фотоуслуг «Кодак» (1000).
Почему для России так важно
развитие франчайзинга? Мы сегодня ищем пути ускорения экономического роста,
имея в виду удвоить ВВП к 2010 году. Мировые рынки растут темпами, не
превышающими 2% в год – это не тот рост, который позволит достичь этой цели.
Ускорителем экономики может в определенной степени стать и франчайзинг,
поскольку это система вертикального маркетинга, позволяющая интегрировать
интересы крупного, среднего и мелкого бизнеса, продвигать отечественных
производителей и их товары, формировать системы контроля качества товаров и
услуг, стандартов поведения, создавать новые рабочие места. С учетом же системы
долговременных договоров франчайзинга достигается планирование развития
бизнеса, а значит и достижение определенного уровня защиты малого и среднего
бизнеса, от которого в принципе и будет зависеть дальнейший экономический рост.
Но особая важность франчайзинга в
том, что, по данным американских экспертов, в течение первых 5 лет деятельности
разоряются 85% малых бизнесов, а среди франчайзи только 14-15%. Это очень
хороший ориентир для российских предпринимателей.
Можно
с уверенностью сказать, что, несмотря на наличие определенных проблем, франчайзинг
в России неуклонно развивается. Примером тому может служить стабильное развитие
франчайзингового бизнеса у фирм, которые были перечислены выше. Кроме того, у
всех этих фирм появляются новые партнеры-франчайзи. И все они продолжают
успешно работать, преодолевая огромные трудности. Схема франчайзинга привлекает
все больше фирм, хотя прирост новых франчайзоров еще очень незначительный.
Еще
одним важным положительным моментом является наличие партнерских контактов с
московским правительством, которое оказывает всестороннюю поддержку Российской
ассоциации развития франчайзинга.
4.1. Компании,
занимающиеся франчайзингом в России
В таблице, приведённой ниже, представлены некоторые компании,
развивающие франчайзинг в нашей стране1 :
Таблица
2