Рефераты. Формы и методы поддержки предпринимательской деятельности в РФ

Однако предпринимательство в России – это не только малый и средний бизнес, основным признаком которого является численность работающих. Существуют к другие важные стороны предпринимательской деятельности, требующие целенаправленной поддержки со стороны государства. Среди них прежде всего следует выделить:

• налоговую политику и налоговое законодательство;

• инвестиционное законодательство:

• законодательство с целью протекционизма отдельным наиболее важным отраслям экономики и т. д. Эти и многие другие аспекты поддержки предпринимательства законодательно регулируются только в отдельных документах, не получая практической реализации в экономической жизни страны.

4. Разработка теоретических и правовых вопросов государственной системы поддержки предпринимательства может принести реальные результаты только при условии, если вся система государственной поддержки будет обеспечена конкретными организационными мероприятиями. Данная проблема – реализация государственной поддержки предпринимательства – является, наиболее сложным аспектом всей задачи, так как механизм претворения в жизнь любых нормативных актов в процессе экономической реформы – это сложный процесс, требующий большой организационной работы, прежде всего в регионах. Однако в целом из данного аспекта проблемы можно выделить следующие основные организационные стороны:

• обоснование и принятие Федеральной и региональных программ государственной поддержки предпринимательства;

• разработка и создание системы государственных и общественных структур по реализации государственных (федеральных) и региональных программ поддержки предпринимательства:

• организация системы (государственной и частной) обучения, подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских структур;

• организация системы юридической защиты предпринимательства.

Приведенные выше выводы и предложения, безусловно, являются только постановочными и требуют дальнейшего научного исследования, обобщения и внедрения оправдавших себя форм и направлений государственной системы поддержки и развития предпринимательства.

На сегодняшний день ряд перечисленных выше направлений реформирования государственной системы поддержки предпринимательства нашел отражение и подкрепление в новом Гражданском кодексе Российской Федерации, в федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1996 г., в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 гг. (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации 29 апреля 1994 г. № 409), в Государственной программе демонополизации экономики и развития, конкуренции на рынках Российской Федерации («Основные направления и первоочередные меры». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации 9 марта 1994г. №191) и других.

Важной составной частью государственной системы регулирования предпринимательства является создание условий для ее юридической защищенности в федеральных и региональных целевых программах.

При рассмотрении возможных подходов к разработке целевой программы необходимо учитывать следующие моменты. Существуют два основных подхода к планированию: 1) «от прошлого к будущему» (экстраполяционное и долгосрочное планирование); 2) «от будущего к настоящему» (стратегическое планирование).

Первый подход используется главным образом в тех случаях, когда планирование применяется для процессов и объектов, находящихся в относительно стабилизированном состоянии.

Второй подход более эффективен при значительных объемах работ организационного характера, для коренной реорганизации в какой-либо сфере, существенного обновления или создания нового производства, при наличии процессов и объектов, отличающихся повышенной степенью неопределенности. Признаки, свойственные второму подходу, в полной мере соответствуют особенностям ситуации и проблематике защиты предпринимательства. В данном случае при составлении целевой программы-защиты предпринимательства наиболее приемлемым представляется именно стратегическое планирование.

Основные требования, предъявляемые к целевой программе защиты предпринимательства, заключаются в следующем: соответствие общей концепции развития рыночных отношений в России; приоритет особенностей России, учет мирового опыта в данной сфере; комплексность программы, сбалансированность и взаимоувязанность позиций, предусматриваемых в различных разделах программы; полнота программы – она должна включать все необходимое для решения поставленных задач; реалистичность планируемых мер и мероприятий; наличие этапности проводимых работ; постановка конкретных задач перед министерствами и ведомствами; ориентация на существующую практику составления и реализации целевых программ.

В целевой программе определены, задачи, приоритеты, состав и порядок осуществления мероприятий, направленных на создание условий защищенности предпринимательства; при этом нормативно-правовую базу, определяющую постановку задачи защиты предпринимательства, отражаемую в программе, составляют: Гражданский кодекс РФ; Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»; Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» (от 5 декабря 1993 г. № 2096); Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» (от 4 апреля 1992 г. № 361); Указ Президента РФ «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (от 20 января 1994 г. № 170); Указ Президента РФ «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» (от 14 июня 1994 г. № 1226); Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (№ 446, принято 11 мая 1993 г.); Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ; Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ (основные направления и первоочередные меры).

Главной целью программы поддержки предпринимательства следует, считать повышение эффективности общественного производства за счет создания на федеральном и региональном уровнях экономических, социальных, организационных, информационных и правовых условий защищенности для предпринимательства от преднамеренных или непреднамеренных действий физических лиц и социальных организаций.

Основные задачи, решаемые в рамках этой программы поддержки: создание информационных условий защищенности предпринимательства; развитие инфраструктуры рыночной экономики в направлении создания организационно-экономических условий защищенности предпринимательства; систематизация и развитие нормативно-правовой базы с целью обеспечить правовую защищенность предпринимательства; создание научно-исследовательской и учебной базы для разработки научных основ защиты предпринимательства, для подготовки кадров в данной области; популяризация, облегчение общественного признания и поддержки идей защиты предпринимательства, создание социальных условий защищенности предпринимательства.

В целевую программу включены следующие направления защиты предпринимательства:

I. Развитие инфраструктуры защиты предпринимательства.

II. Создание системы информационного обеспечения защиты предпринимательства.

III. Совершенствование нормативно-правовой базы защиты предпринимательства.

IV. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, специализирующихся в сфере предпринимательства и в области защиты предпринимательства.

V. Пропагандистская поддержка политики зашиты предпринимательства (в целях популяризации и облегчения общественного признания и освоения).

VI. Создание системы финансирования мероприятий по защите предпринимательства[5].

В разделе «Развитие инфраструктуры защиты предпринимательства» основными позиции следующие:

• создание территориальных органов Комиссии по защите предпринимательства;

• формирование научно-исследовательской базы Комиссии;

• формирование и укрепление в составе правоохранительных органов подразделений, которые специализировались бы на решении задач защиты предпринимательства;

• стимулирование выполнения функций защиты предпринимательства организациями – элементами рыночной инфраструктуры, для которых эти функции являются сопутствующими (коммерческими банками, рекламными компаниями, аудиторскими фирмами и т. д.);

• создание сети специализированных служб арбитража, не зависимого от местных властей, для рассмотрения споров между предпринимателями и органами исполнительной власти на местах;

• создание специализированной адвокатуры прежде всего для защиты предпринимателя от бюрократического произвола;

• создание государственных консультативных фирм, специализирующихся на вопросах защиты предпринимательства в отдельных сферах предпринимательской деятельности, а также в иностранных государствах;

• создание государственных региональных консультативных фирм, специализирующихся на вопросах защиты предпринимательской деятельности в регионах и сопредельных иностранных государствах;

• разработка действенного механизма государственного контроля за деятельностью служб внутренней безопасности фирм и частных детективных агентств (решаемые задачи, количественный состав, вооружение), иных специализированных общественных и частных организаций с особыми задачами;

• организация режима секретности проводимых работ в государственных, общественных и частных учреждениях, предприятиях, фирмах с учетом подразделения коммерческой тайны на концептуальную, организационную, характеристическую, технологическую и эксплуатационную.

 В рамках работ по формированию научно-исследовательской базы программы предусмотрено создание:

• Центрального института государственного управления в сфере защиты предпринимательства для разработки теории и систем защиты предпринимательства;

• Вычислительного центра программы;

• научных институтов, которые специализировались бы на отдельных направлениях исследований, в соответствии с функциями и содержанием программы;

• исследовательских лабораторий по прикладным направлениям защиты;

• ежемесячного журнала «Защита предпринимательства».

Раздел «Создание системы информационного обеспечения защиты предпринимательства» включает следующие важнейшие позиции:

• разработка методик выявления причин и условий, способствующих нанесению ущерба предпринимательству; поиск субъектов рынка, являющихся источниками повышенной опасности для предпринимательства; оценки уровня безопасности предпринимательства в масштабах страны, региона и т. д.;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.