Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и
юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между
собой установленные законом взаимоотношения.
Единство бюджетной системы основано на взаимодействии
бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных
источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное
перераспределение. Это единство реализуется через единую социально -
экономическую, включая налоговую, политику.
Бюджетная структура — основанная на экономических отношениях и юридических
нормах совокупность всех видов бюджетов в стране. Главный документ в построении
бюджетной системы – Конституция РФ. По ней существуют 2 вида государств:
а). Унитарное;
б). Федеративное.
Унитарное государство имеет 2 уровня:
1). Общий;
2). Местный.
Российская Федерация — федеративное государство,
имеющее 3 звена.
Кроме Конституции, существует в РФ закон, который
определяет бюджетное устройство страны.
I
уровень – Центральный бюджет
(находится в Москве).
II уровень – Региональные бюджеты (республики, области, края, Москва, Санкт -
Петербург).
III уровень – Местные бюджеты (города, района, сельского населенного пункта и т.п.).
Кроме Конституции РФ и Закона о бюджетном
устройстве принимается ежегодно Закон о бюджете на текущий год.
2. Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств,
состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях
сбалансированности.
К механизму регулирования относятся:
– субсидии;
– субвенции;
– регулирующие доходные источники.
СУБСИДИЯ – часть общих государственных налоговых доходов,
которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых
нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между
отдельными звеньями федеральной системы).
Субсидии бывают:
а). целевыми (определяется цель);
б). универсальными (без указаний).
Субсидии могут иметь как одноразовый характер, так и
срочный (от слова “срок”) характер.
СУБВЕНЦИЯ – часть фиксированного объема государственных средств,
которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.
Регулирующие доходные источники.
Доходы делятся на:
1). закрепленные (заранее закреплены);
2) регулирующие (прийдут позже).
Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или частично
передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в
местные органы власти).
Регулирующие доходы — это доходы, которые идут для подкрепления
нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.
Перечень закрепленных и регулирующих доходов
фиксируется специальными налоговыми законодательствами и кодексами.
БЮДЖЕТНАЯ
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ.
Бюджетная система считается сбалансированной по
вертикали, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне
власти в целом достаточен для осуществления их функций. Горизонтальная
сбалансированность – общее соответствие доходов и расходов в бюджетах
отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти.
Достижение вертикальной сбалансированности – I этап
общей сбалансированности, а достижение горизонтальной сбалансированности – II
этап горизонтального выравнивания, которое осуществляется с помощью
трансфертов.