Каждый сектор фигурирует в финансовом балансе как получатель доходов и как плательщик. В приводимой таблице каждый блок финансов, образующийся на пересечении строки и столбца, характеризует взаимосвязи двух секторов. Например, блок 6.1 «Домашние хозяйства» - «Нефинансовые предприятия» показывает, с одной стороны, доходы домашних хозяйств в виде оплаты труда, полученные от нефинансовых предприятий, а с другой – расходы нефинансовых предприятий на оплату труда своих работников.
Таким образом, финансовый баланс, построенный в разрезе экономических секторов, может служить для моделирования макроэкономических процессов, «проигрывания» различных вариантов финансовой политики и социально-экономической политики государства в целом.
1.2. Финансовый баланс территории
В отличие от финансового планирования на общегосударственном уровне, которое базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, сводный финансовый баланс территорий составляется сравнительно недавно, хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были еще в 30-х годах 20 – го века. Разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйствах, подведомственных республиканским исполнительных органам власти.
Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставится экономистами лишь в 70 – е годы 20 – го века. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А.Аветисян, О.Д.Василик.
Необходимость разработки территориальных финансовых балансов обусловлена рядом факторов.
Одна из важных целей территориального планирования – разработка программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию. Осуществление таких программ связано со значительными финансовыми затратами. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных такими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса.
В связи с этим возникает необходимость сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.
Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.
Следует отметить, что территориальный финансовый план должен учитывать национальный доход, созданный на территории региона и используемый там, и часть национального дохода, созданную за пределами региона, но поступающую на его территорию в порядке распределения и перераспределения.
Следовательно, в доходную часть такого баланса включаются средства, созданные в регионе, но направленные в вышестоящий бюджет, в ведомственные фонды и по другим каналам. Это платежи из прибыли, часть налога на добавленную стоимость и налога с физических лиц, направляемые в вышестоящие бюджеты, отчисления предприятий в фонды ведомств.
Финансовый баланс региона не является оперативным финансовым планом и не подменяет собой оперативных планов финансово-кредитной системы (бюджета, финпланов предприятий и др.). С его помощью осуществляется увязка всех звеньев финансово-кредитной системы, предопределяются общие рамки и структура всех её оперативных планов.
Информационную базу при разработке финансового баланса территории составляют: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов; функциональных подразделений территориальных органов власти; экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона; показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.
Состав показателей территориального финансового баланса приведен в таблице 1.3
Таблица 1.3
Показатели сводного финансового баланса
Доходы
Расходы
1
2
1. Прибыль
1. Затраты инвестиции (кроме инвестиций, осуществляемых за счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий), в том числе:
- за счет средств федерального бюджета;
- за счет средств региональных и местных бюджетов;
- за счет прочих источников.
строительства)
2. Налог на добавленную стоимость и акцизы
2. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации.
Продолжение таблицы 1.3
3. Подоходный налог с физических лиц
3. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета, а так же внебюджетных фондов (без капитальных вложений), из них:
- народное образование, профессиональная подготовка кадров; культура, искусство и средства массовой информации;
- здравоохранение и физическая культура;
- социальное обеспечение;
- государственные пособия и компенсационные выплаты населению;
4. Налоги на имущество
4. Расходы на содержание предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства за счет средств бюджета и внебюджетных фондов (без капитальных вложений).
5. Доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности
5. Расходы на научно-исследовательские работы (без капитальных вложений)
6. Ресурсные платежи
6. Расходы на содержание правоохранительных органов (без капитальных вложений)
7. Региональные и местные налоги
7. Расходы на содержание органов государственной власти и управления (без капитальных вложений)
8. Амортизационные отчисления
8. Текущие расходы на целевые программы, в том числе: региональные, местные.
9. Средства для образования государственных и других специальных бюджетных и внебюджетных фондов - всего, в том числе:
- пенсионного фонда;
- фонда социального страхования;
- фонда страховой медицины;
- фонда занятости населения;
- дорожных фондов;
- экологических фондов;
- муниципальных фондов;
9. Резервные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
10. Прочие налоги и доходы
10. Погашение долгосрочных кредитов, выданных на капитальные вложения.
11. Долгосрочные кредиты для финансирования капитальных вложений.
11. Прочие расходы.
Итого доходов:
Итого расходов:
Средства, выделяемые:
Взносы средств:
1. Из вышестоящих бюджетов, в том числе:
- дотации и субвенции;
- средства Федерального фонда финансовой поддержки регионов;
- средства Фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
1. В вышестоящие бюджеты - всего, в том числе:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль;
- подоходный налог с физических лиц;
- прочие.
2. Из государственных и муниципальных внебюджетных фондов.
2. Отчисления в государственные и другие специальные и внебюджетные фонды.
Всего доходов
Всего расходов и использования средств:
Составление территориального финансового баланса позволяет:
- достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;
- точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;
- сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
- скоординировать использование финансовых ресурсов, как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;
- концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории;
- повысить качество бюджетного планирования;
- изыскать внутри региональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;
- наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;
- осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
- активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
- добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов;
1.3. Баланс финансовых ресурсов города
Баланс финансовых ресурсов позволяет выявить действительный объем и движение всех финансовых ресурсов, отразить последовательно и во взаимосвязи их движение, включая образование финансовых ресурсов, передачу в централизованные фонды государства (федеральный и региональный уровни), получение ресурсов, формирование доходов и их использование. Он выражает экономические отношения, возникающие по поводу движения денежных средств на цели воспроизводства, социального развития и другие потребности жизнеобеспечения муниципального образования. С помощью финансового баланса можно определить основные финансовые связи и взаимоотношения в процессе распределения и перераспределения вновь созданной стоимости на данной территории.
Страницы: 1, 2, 3