Оборотные производственные фонды по вещественном содержанию представляют собой предметы труда а также орудия труда учитываемые в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в течение производственного цикла.
Фонды обращения, хотя и не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. К ним относятся: готовая продукция на складе, товары отгруженные, денежные средства в кассе предприятия и на счетах коммерческих банков, дебиторская задолженность, средства в расчетах. Характер и сфера их функционирования создает предпосылки для выделения их в самостоятельное понятие «фонды обращения».
Находясь в постоянном движение оборотный капитал обеспечивает бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постоянная и закономерная смена авансированной стоимости: из денежной она превращается в товарную, за тем – в производственную и снова товарную и денежную. Таким образом возникает объективная необходимость авансирования средств с целью обеспечения непрерывного движения оборотных производственных фондов и фондов обращения для создания необходимых производственных запасов, задела незавершенного производства, готовой продукции и условий ее реализации.
Первоначально в момент создания предприятия формирование оборотных средств происходит за счет уставного капитала. В процессе финансово хозяйственной деятельности источниками пополнения оборотных средств являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, постоянная минимальная кредиторская задолженность, банковский и коммерческий кредит.
Инфляционные процессы, высокий уровень процентных ставок за пользование краткосрочными ссудами усиливают роль собственных источников в формировании оборотных средств. Наибольшая доля кредитов выдается организациями, занятым торгово-посреднической деятельностью, почти вдвое меньше – организациями и предприятиями, занятым промышленным производством.
Банковский кредит оформляется кредитным договором. Коммерческий кредит оформляется векселем. Он представляет собой кредит поставщика покупателю, когда оплата товарно-материальных ценностей производится покупателем позже, в оговоренные поставщиком сроки. Вексель это наиболее дешевый способ получения кредита и пополнения оборотных средств. В настоящие время вексель широко используется для залоговых операций, решения проблем снижение взаимных задолженностей и проведения расчетов. В перспективе вексель как средство платежа за товары и услуги все больше будет завоевывать рынок, как это происходит в развитых рыночных странах.
Процент за использование банковским и коммерческим кредитом включается заемщиком в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах учетной ставки Центрального банка, увеличенной на три пункта. В остальной части он уплачивается из чистой прибыли предприятия.
Формирование основного и оборотного капитала является объективной предпосылкой для начала предпринимательской деятельности. Результаты этой деятельности проявляются в форме готовой продукции (выполненных работ и оказанных услуг). В сфере обращения – это товар, стоимость которого выявляется при продаже. В стоимости товара отражаются стоимость прошлого (овеществленного) труда и стоимость живого труда или вновь созданная стоимость. Вновь созданная стоимость включает заработанную плату занятых в производстве продукции работников и чистый доход, который принимает форму прибыли. Обязательное условие для получения прибыли превышение выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) над затратами на производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг).
Прибыль и рентабельность предприятия
Прибыль – важнейшая категория рыночных отношений, ей присущи три функции:
1) Экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия;
2) Стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;
3) Одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.
Прибыль – основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.
В рыночной экономике основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Максимизация прибыли в этой связи является первостепенной задачей финансовых менеджеров. На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние факторы субъективного характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.
Субъективные факторы: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.
Объективные факторы: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.
Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении отдельных товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т.е. за счет инфляционного накопления прибыли. Отсутствует связь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли функции, что свидетельствуют о расстройстве экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.
Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как в обществе в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников.
В процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг создается новая стоимость, которая определяется ценой реализованной продукции, работ, услуг, которая поступает на расчетный счет предприятия. В настоящее время предприятие имеет право самостоятельно определять методы исчисления выручки в зависимости от выбранной учетной политики. Законодательно определены два метода учета выручки от реализации продукции (работ, услуг):
1)по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления контрагенту расчетных документов;
2)по мере оплаты и поступления денег на расчетный счет.
В Российской Федерации наибольшее распространение получил второй метод, поскольку позволяет предприятиям производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги платежи имеется реальный денежный источник. Однако в случае авансовых расчетов за отгруженную продукцию (работы, услуги) общий размер денежных средств не всегда совпадает с фактической реализацией, поскольку возможна такая ситуация, что деньги на основе предоплаты поступили, а продукция не только не отгружена но и не произведена.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения авансированного в производство продукции (работ, услуг) капитала, его накопления, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность производственного процесса. Несвоевременное поступление выручки влечет простои в производстве, снижении прибыли, нарушении договорных обязательств, штрафные санкции.
Использование выручки характеризует начальную стадию распределительных процессов. Из полученной выручки возмещаются материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие предметы труда.
Дальнейшее распределение выручки связано с формированием амортизационного фонда как источника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть выручки представляет собой валовой доход, или вновь созданную стоимость, которая направляется на выплату заработанной платы и формирование чистого дохода предприятия. Часть чистого дохода учитывается в себестоимости продукции (работ, услуг) в виде отчислений на социальные нужды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования), налогов и сборов, отчислений в специальные внебюджетные фонды. Оставшиеся часть представляет собой прибыль предприятия.
Поступление выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказание услуг) свидетельствует о завершении о кругооборота средств. До поступления выручки издержки производства и обращения финансируются за счет оборотных средств.
Результат кругооборота авансированного в производство продукции (работ, услуг) капитала – возмещение затраченных денежных средств и формирование собственных источников финансирования простого и расширенного воспроизводства: амортизационных отчислений и прибыли.
Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта, регламентируется внутренними документами предприятия и фиксируется в его учетной политике. При распределение прибыли исходят из следующих принципов:
1. Первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом;
2. Прибыль, остающиеся в распоряжение хозяйствующего субъекта распределяется на накопление и потребление.
Механизм воздействия финансов на эффективность ведения хозяйства зависит от характера распределительных отношений конкретных форм и методов их организации, их соответствие уровню производительных сил и производственных отношений. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должно быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли предприятие в праве самостоятельно определить способ определения прибыли. Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонды накопления, потребления и резервных фондов либо непосредственно ее распределением ее по отдельным направлениям. В первом случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается непосредственно в финансовом плане.
Фонд накопления используется на научные исследовательские работы, проектные конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, проведение природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате процентов по ним, оплате процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, финансирования прироста оборотных средств, взносов в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, перечисление вышестоящим организациям, в состав которых входит хозяйствующий субъект и другие.
Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются:
расходы по эксплуатации объектов социально бытового назначения находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта;
строительство объектов не производственного назначения;
проведение оздоровительно массовых мероприятий;
осуществляются выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий оказание материальной помощи, выплаты надбавок к пенсии, компенсация работникам удорожания питания в столовых и буфетах и т.п.
Резервный фонд – финансовая устойчивость предприятия обеспечивает резервный капитал. В рыночной экономике отчисления в резервный капитал вносят очередной характер. Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.
Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающий эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность – относительный характер, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существует система показательной рентабельности.
Рентабельности продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам:
1. Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как:
§ Процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и ее реализацию;
§ Процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;
§ Процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
§ Отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
Эти показатели дают представления об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.
2. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
3. Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).
4. Рентабельность внеоборотных активов определятся как процентное отношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.
5. Рентабельность оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.
6. Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.
7. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово хозяйственной деятельности, принятие управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участие в финансирование инвестиционных проектов.
Заключение.
Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.
Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
Список используемой литературы
Финансы предприятий А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин (1999)
Финансы. (1999)
Имущество и финансы предприятия. Ершова И. В. (1999)
Общая теория финансов Л.А. Дробозина (1995)
Курс экономической теории М.Н. Чепурин (1994)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6