Рефераты. Финансирование бюджетного дефицита в развивающихся странах

С  начала  XX в. общие  государственные  расходы  по  отношению  к ВВП  во  всем  мире  значительно  увеличились.  Правительства  государств  в  этих  условиях  принимают  различные  бюджетные  решения, направленные  на  сокращение  отрицательного  сальдо  бюджета.  Это  может  выразиться   в  ужесточении  налоговых  режимов,  замораживании  финансирования,  сокращении  трансфертных  платежей  и т.д.

Отношение  экономистов  к  вопросу бюджетного  дефицита  неоднозначно.  Существует  столько  позиций, сколько  вариантов  составления  бюджета:  с  отрицательным  сальдо (дефицитом),  положительным  сальдо (профицитом)  либо  сбалансированным. Уже  давно  возникло  мнение,  новую  жизнь  которому  дал Д. Кейнс,  снабдив его  научной  базой, что  бюджетный  дефицит - это  совершенно  нормальное  и  даже  желательное для  растущей  экономики  явление,  которое  способствует  ее росту, снижению  безработицы.

Часто  дефицит  оправдывается  тем,   что  заимствованные  для  его  финансирования  средства  вкладываются  в  производство,  доходы  от  которого  позволят  через  некоторый  промежуток  времени расплатиться  по  долгам.  Теоретически  это  даже  очень логично,  однако  практика  не подтверждает  правильность  такой концепции.

Существуют  много  факторов,  которые  в  разной  степени влияют  на  состояние  доходной  и  расходной  частей  бюджетного  фонда:

·                     Увеличение  государственных  расходов  на  социальное  обеспечение  и  здравоохранение  (например,  в  странах,  где  возрастает  доля  пожилого  населения,  или  в  связи  с  неблагоприятной  экологической  обстановкой);

·                     увеличение  государственных расходов  на  образование  и  создание  новых  рабочих  мест  (в  странах, где  возрастает  доля  молодого  населения, или  в  связи  с  проведением  мероприятий  по  сокращению  безработицы);

·                     увеличение  государственных  расходов  в  военное  время  или  в  связи  с  социальными  конфликтами;

·                     увеличение  расходов, связанных  с  развитием  рыночной  инфраструктуры  в  условиях трансформационной  экономики;

·                     увеличение  расходов  на  приоритетное развитие  отраслей  хозяйства, реструктуризацию  экономики;

·                     сокращение  налогов  в  целях  стимулирования экономического  развития;

·                     уменьшение  доходов  в  связи  с  ухудшением  показателей финансово-хозяйственной  деятельности экономических  агентов;

·                     сокращение  доходов  из-за  низкой  собираемости  и др. [2]

Заметим, что  большинство  из  перечисленных факторов,  вызывающих  увеличение  государственных  расходов, даже  в  перспективе  не  дадут  отдачи  в  виде  возможных  источников  погашения  задолженности, возникшей  в  связи  с  привлечением заемных  средств  для  финансирования  бюджетного  дефицита.  Только  отдельные из  них  позволяют  надеяться  на  повышение  эффективности  в  отраслях  экономики  и  получение  источников  для  погашения  государственного  долга. По  этому  поводу  следует  заметить, что  в  практике  бюджетного  планирования бюджетный  дефицит  определяется как  обезличенная  величина, характеризующая  общий  размер  превышения  расходов   над  доходами, т.е. не  закрепленная  за  какими-либо расходами.  Однозначно  определить, куда именно  будут  направлены  финансовые  ресурсы,  полученные  в  качестве  источников  финансирования  бюджетного  дефицита,  и  будут  ли они  вообще  направлены  в  сферу  материального  производства не  представляется  возможным. Как  правило, они,  в первую  очередь,  обеспечивают финансирование защищенных  статей  расходов.

Поэтому  невозможно  с  уверенностью  сказать, что расходы,  вызвавшие  бюджетный  дефицит,  принесут  отдачу в  виде  дополнительных  доходов хотя  бы  в  ближайшей  перспективе. Если  предположить, что  такие  расходы  будут  ежегодно  иметь  место (без  соответствующей  корректировки  доходов),  придется  признать и  последствия  вызванного ими  бюджетного  дефицита -  наращивание  государственного  долга  и  инфляция.

Итак, если  бюджетные  ресурсы,  составляющие  превышение  доходов  над  расходами,  направляются на развитие  экономики,  используются  для  финансирования  приоритетных  отраслей  и  предполагают  отдачу, т.е.  используются  эффективно, то  в  будущем  рост  производства  и  прибыли  в них  возместят  производственные  затраты. Если же  превышение расходов  над  доходами  допускается  с  целью  финансирования  текущих  затрат,  субсидирования нерентабельного производства, то  бюджетный  дефицит  неизбежно  приведет  к  росту отрицательных  тенденций  в  развитии  экономики,  главным  из  которых  является  усиление  инфляционных  процессов.

1.2. Виды бюджетного дефицита.

В  мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:

·                   циклический дефицит госбюджета;

·                   структурный дефицит госбюджета;

·                   операционный дефицит госбюджета;

·                   первичный дефицит госбюджета;

·                   квазифискальный дефицит госбюджета. [4]

Циклический дефицит госбюджета

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит госбюджета

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит госбюджета

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Первичный дефицит госбюджета

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный дефицит госбюджета.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

·       финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

·       накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

·       отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.). [4]

      

1.3. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита.


Как уже говорилось, современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это, вполне вероятно, может привести к росту государственного долга. Государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Увеличивающийся государственный долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий государственный долг в какой-то момент привести к банкротству нации? Накладывает ли долг бремя на будущие поколения? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть две составляющие общего государственного долга - внутренний и внешний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.