Рефераты. Факторы и резервы в экономическом анализе

В-третьих, необходима случайность и независимость наблюдений. Это требование наиболее трудно для выполнения, поскольку одной из особенностей экономических показателей является их инерционность и взаимозависимость. Нередко этим требованием пренебрегают, либо отсеивают взаимно коррелирующие признаки с помощью специальных статистических методов.

В-четвертых, изучаемая совокупность должна быть однородной. Качественная однородность достигается путем логического отбора. Критерием количественной однородности может служить, в частности, коэффициент вариации значений признака, по которому отобрана совокупность, его значение не должно превышать 33%.

В-третьих, необходима случайность и независимость наблюдений. Это требование наиболее трудно для выполнения, поскольку одной из особенностей экономических показателей является их инерционность и взаимозависимость. Нередко этим требованием пренебрегают, либо отсеивают взаимно коррелирующие признаки с помощью специальных статистических методов.

В-четвертых, изучаемая совокупность должна быть однородной. Качественная однородность достигается путем логического отбора; критерием количественной однородности может служить, в частности, коэффициент вариации значений признака, по которому отобрана совокупность; его значение не должно превышать 33%.

Построение стохастической модели проводится в несколько этапов:

качественный анализ (постановка цели анализа, определение совокупности, определение результативных и факторных признаков, выбор периода, за который проводится анализ, выбор метода анализа);

предварительный анализ моделируемой совокупности (проверка однородности совокупности, исключение аномальных наблюдений, уточнение необходимого объема выборки, установление законов распределения изучаемых показателей);

построение стохастической (регрессионной) модели (уточнение перечня факторов, расчет оценок параметров уравнений регрессии, перебор конкурирующих вариантов моделей);

оценка адекватности модели (проверка статистической существенности уравнения в целом и его отдельных параметров, проверка соответствия формальных свойств оценок задачам исследования);

экономическая интерпретация и практическое использование моде- ли (определение пространственно-временной устойчивости построенной зависимости, оценка практических свойств модели).

И детерминированные, и стохастические модели имеют свои достоинства и недостатки. Тем не менее, между ними есть одно весьма принципиальное различие. В принципе факторный анализ можно понимать двояко: в широком смысле — это выявление и оценка влияния факторов; в узком смысле — оценка влияния предварительно обособленных факторов. Стохастическое моделирование позволяет реализовывать факторный анализ в широком смысле, а детерминированное — лишь в узком смысле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ. РОЛЬ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫЯВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЗЕРВОВ

 

 

Классификация факторов, определяющих экономические категории и показатели, является основой классификации резервов. В экономике различают два понятия резервов: ре­зервные запасы (например, сырья, материалов), наличие которых необходимо для непрерывного планомерного развития хозяйства, и резервы как ещё не использованные возможности роста производства, улучшения его качествен­ных показателей.

Понятие резервов сводится часто к снижению потерь в использовании ресурсов. Правильнее под резервами сле­дует понимать неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития произ­водительных сил и производственных отношений. Устра­нение всякого рода потерь и нерациональных затрат — это один путь использования резервов. Другой путь связан с большими возможностями ускорения научно-техническо­го развития как главного рычага повышения интенси­фикации и эффективности производства. Таким образом, резервы в полном объеме можно измерить разрывом меж­ду достигнутым уровнем использования ресурсов и возмож­ным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала предприятия.

Классификация резервов возможна по разным призна­кам.

Основной признак классификации производственных резервов — по источникам повышения эффективности про­изводства, которые сводятся к трем основным группам: целесообразная деятельность (труд), предмет труда и сред­ства труда. Значит, в процессе производства следует разли­чать: материальные факторы, или средства производства, и личный фактор, или рабочую силу. Научно обоснован­ная организация производственного процесса требует про­порционального наличия и использования материальных (средств труда и предметов труда) и трудовых ресурсов. Объем производства лимитируется теми факторами или ресурсами, наличие которых минимально. Здесь речь идет и о потребляемых, и о применяемых ресурсах. На большин­стве предприятий раньше лимитирующей группой ресурсов, определяющей производственные возможности предприя­тия, являлись средства труда. В процессе технико-экономи­ческого планирования подсчитывались производственные мощности цехов и предприятий в целом, а затем уже опре­делялись потребности в рабочей силе и предметах труда. В современных условиях хозяйствования тормозом в развитии производства все чаще становятся трудовые и матери­альные ресурсы.

Под производственной мощностью предприятия понима­ется максимально возможный выпуск продукции по каче­ству и количеству в условиях наиболее эффективного ис­пользования всех средств производства и труда, имеющих­ся в распоряжении предприятия. Максимально возможный — это значит: при достигнутом и намеченном уровне тех­ники, технологии, при полном использовании оборудова­ния, передовых формах организации производства, труда, хозяйствования. В отличие от производственной мощнос­ти производственный потенциал предприятия характе­ризуется оптимальным в данных условиях научно-техни­ческого прогресса использованием всех производственных ресурсов, как применяемых, так и потребляемых. Совокуп­ный резерв повышения эффективности производства на предприятиях определяется разницей между производ­ственным потенциалом и достигнутым уровнем выпуска продукции.

В зависимости от источников образования различают внешние и внутрипроизводственные резервы. Под внешни­ми резервами понимаются общие народнохозяйственные, а также отраслевые и региональные резервы. Примером, использования резервов в народном хозяйстве является концентрация капиталовложений в те отрасли, которые дают наибольший экономический эффект или которые обеспечивают ускорение темпов научно-технического про­гресса. Использование внешних резервов сказывается на уровне экономических показателей предприятия, но глав­ным источником экономии на предприятиях, как прави­ло, являются внутрипроизводственные резервы.

Использование производственных и финансовых ресур­сов предприятия может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер. Экстенсивное использование ре­сурсов и экстенсивное развитие ориентируются на вовле­чение в производство дополнительных ресурсов. Интенси­фикация экономики состоит прежде всего в том, чтобы ре­зультаты производства росли быстрее, чем затраты на него, чтобы, вовлекая в производство сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться больших результатов. Базой интенсивного развития является научно-технический про­гресс. Анализ степени интенсификации производства, т. е. основы эффективности, требует разработки классификации резервов экстенсивного и интенсивного развития.

В масштабе страны достаточно продолжительного вре­мени чисто интенсивного или чисто экстенсивного типа развития быть не может, так что правильнее говорить о пре­имущественно интенсивном или преимущественно экстен­сивном типе развития. Определенный рост эффективнос­ти может иметь место и при преимущественно экстенсив­ном типе воспроизводства, но возможность обеспечить неуклонный рост с достаточно высокими темпами эконо­мической эффективности производства дает только пере­ход к преимущественно интенсивному типу развития. Раз­личие понятий «интенсификация» и «эффективность» состоит в том, что первое из них является причиной, вто­рое — следствием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.