Рефераты. Европейское экономическое содружество

Представляет интерес сопоставление данных стран по средней продолжительности жизни населения. Естественно, что в наши дни по мере развития цивилизации средняя продолжительность жизни возрастает. Несмотря на общую тенденцию к повышению, различия в уровнях средней продолжительности жизни еще очень велики. Так, между экономически развитыми и развивающимися странами это различие составляет 14 лет. Во всех без исключение странах женщины живут дольше мужчин. Приведем следующие данные продолжительности жизни в странах ЕЭС:

1.    Италия, Испания - м\ж - 75\82

2.    Франция - м\ж -74\82

3.    Нидерланды - м\ж - 74\81

4.    Люксембург - м\ж - 73\80

Известно, что уровень экономического развития страны характеризуется по такому обобщающему показателю как ВВП (валовый внутренний продукт - стоимость всей конечной продукции выпущенной на территории данной страны за 1 год) или ВНП (валовый национальный продукт - это ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний в данной стране, но с добавлением прибылей, полученных предпринимателями данной страны за границей.


ВНП на душу населения

1.    Люксембург - 26428 $

2.    Германия - 18625 $

3.    Франция - 18291 $

4.    Бельгия - 16790 $

5.     

 1.2 Экономическая политика в Е.Э.С.


Представленная выше схема инструментов интеграции раскрывает механизм принятия решений в рамках сообщества.

Он состоит в следующем:

Предложения направляются на обсуждения, затем принимаются решения, которое претворяется в жизнь в рамках стран - участниц. Консультационных органы включают в себя комитет профессиональных сельскохозяйственных организаций и генеральный комитет сельскохозяйственных коопераций.

Решения обсуждаются в комиссии, которая собирает мнения всех членов комитета. Далее мнения и предложения направляются в Парламент, комитет по социально - экономическим вопросам, комитет управления. В свою очередь, мнения и предложения Парламента и комитетов направляются в Совет министров, который издает постановления обязательные для исполнения государствам - участницам.

Европарламент состоит из 518 человек, который избирается общим прямым голосованием. Начиная с 1978 года он имеет соответственные финансовые полномочия, и может изменить некоторые статьи расходов. Парламент представляет свое мнение по основным предложениям комиссий. Начиная с 1983 года Парламент заседает в Страсбурге, тогда как комитет собирается обычно в Брюсселе. Сессии секретариата проходят в Люксембурге.

Совет министров объединяет представителей правительств стран Сообщества. Он принимает решения по предложению комиссий. Совет министров осуществляет формальное участие правительств стран - участниц. В зависимости от сложности проблемы решения либо принимаются единогласно, либо подавляющим большинством.

В бюджетной политике принимаются решения по мажоритарному принципу. Совет министров, задуманный как координационный орган, стал центром принятия политических решений и его роль постоянно возрастает.

Комитет по социально - экономической политике состоит из представителей различных категорий, заинтересованных в решение социально - экономических проблем. Прежде чем принять решении, члены комитета проводят различные консультации.



1.3. Совместная сельскохозяйственная политика.


В рамках стран - участниц создается единый крупный рынок. Продукты свободно циркулируют на рынке. Это выражается в следующем

·        устранение таможенных пошлин

·        гармонизация административных, санитарных и ветеринарных требований

·        установка единых цен и политика поддержки цен.

Цены на различные сельскохозяйственные продукты устанавливаются один раз в год в Брюсселе министрами сельского хозяйства в ходе переговоров, которые часто бывают длинными и трудными. Единый тариф защищает страны сообщества от конкуренции других стран. Каждое государство вносит в единый бюджет взносы.

Между тем, сельскохозяйственная политика никогда не была лишена недостатков. Она очень сложна, дорогостояща, часто неуравновешенна.

Количество людей, занятых в сельском хозяйстве, в 1960 году составляло 19 млн. человек, а в 1984 году лишь 7, 8 млн. человек. Причем, более 53% руководителей сельского хозяйства старше 55 лет.

В течение всех предыдущих лет такая политика защищала сельскохозяйственные доходы, несовершенно, неравномерно, но лучше, чем американская политика. Но она все менее и менее способна выполнять эту роль и не может избежать снижения ресурсов сельского хозяйства ввиду жестких цен и ограничения объема гарантированной продукции. Однако меры, которые до сих пор принимались, недостаточны, чтобы остановить рост расходов.

В каждом государстве возникают свои проблемы, причем противоположного характера. Так, например, англичане скорее согласились бы на сильное уменьшение цен, немцы же наоборот, неохотно соглашаются на снижение цен, даже ограниченное, другие страны, например, Франция, занимают промежуточное положение, но все - различное, каждая в зависимости от собственной структуры и производства.

Германия защищает бюджетную жесткость, но отказывается касаться цен, которые являются инструментом жесткой бюджетной политики.

В целом, нерешенность сельскохозяйственных проблем ведет к нерешенности социальных проблем.



1.4. Проблемы совместной промышленной политики.


Промышленная комиссия Е.Э.С разрабатывает, начиная с 1973 года программу промышленной и технологической политики, но как отмечают наблюдатели, до настоящего времени разумная политика в этом направление представлена лишь в наброске, и ее окончательное решение еще предстоит предпринять. Если с 1961 до 1973 г.г. промышленное производство возросло на 70%, то есть 5,1% в год, в последние годы рост был значительно меньше, в среднем 0,6% в год, а в последние годы можно говорить о росте промышленности с отрицательным знаком:

 - 6,6% в 1975 году

 - 2,2% в 1981 году

 - 1,6% в 1982 году

Будущее европейской промышленности связано с развитием секторов с высокой техничностью, которое помогло бы европейской экономической политике выйти из кризиса.

Европа в настоящее время занимает слабые позиции в области электроники и информатики, и расхождения с европейскими партнерами возрастают.

Дефицит бюджета составляет 5 млрд.$. Европа поставляет лишь 10% мирового рынка в области экономики и менее 40% собственного рынка. Из 10 компьютеров, проданных в Европе - 8 компьютеров из Америки, а из 10 видеомагнитофонов - 9 из Японии. В 1984 году доля товаров с высокими технологиями распределялась следующим образом: США -31%, Япония -21%, Еэс -17%.

В настоящее время страны ЕЭС испытывают кризис в черной металлургии. Значительное уменьшение спроса на сталь, частично связанное с кризисом, вызвали в черной металлургии кризис сверхпроизводства, который поразил не только Европу, но Сша и Японию. В 1983 году европейское производство стали не превысило 106 млн. тонн, тогда как производственные мощности составили 200 млн. тонн, численность работающих в отрасли упала почти вдвое.

Успешная реализация промышленной политики во многом определяется внедрением таких крупных европейских проектов, которые связаны с транспортными перевозками. С внедрением сверхскоростных поездов в транспортной системе произошла революция. Сверхскоростные поезда значительно изменили данные, касающиеся пассажирских перевозок. Сокращая расстояния, они становятся серьезным конкурентом воздушного и дорожного транспорта, особенно, когда функционируют на новых линиях. Страны, использующие сверхскоростные поезда - это Франция ( север, юго-запад, а вскоре и восток), Германия, Англия, Италия, Швеция. К 2000 году должно быть построено 3500 км дорог.

В 1992 году подписано Трансевропейское соглашение по сотрудничеству с Восточной Европой (Венгрией, Румынией, Турцией), что будет способствовать обмену между двумя Европами и обеспечит новые перспективы не только в области транспорта, но и в целом , в промышленности.

Европейское Экономическое Сообщество - это особая форма международной экономической интеграции, представляющая собой объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики.

Во второй половине двадцатого века экономическая интеграция стала преобладающей тенденцией в развитии европейского и мирового хозяйства. Наряду с ЕЭС мировое хозяйство включает в себя Ассоциацию государств Юго - Восточной Азии, Латино - Американскую Ассоциацию интеграции, зону свободной торговли, включающую США, Канаду, Мексику, а также ряд отраслевых экономических группировок, самая важная из которых - Организация стран - экспортеров нефти. В настоящее время продолжается четвертый этап экономической интеграции стран западной Европы, который развивается по всем направлениям и касается самых различных сфер деятельности. Следует отметить, что углубление процессов интеграции в целом, в рамках сообщества, не означает исчерпывающего решения всех проблем. Скорее наоборот, экономический уровень стран далеко не однороден, что вызывает разногласия у партнеров в вопросах аграрной, промышленной, валютно - финансовой политики. Поиск оптимальных путей сотрудничества стран Е.Э.С. - задача первостепенной важности на пороге двадцать первого века.


II. Вопросы финансовой политики Е.Э.С.


2.1. Европейский бюджет.


Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами. Такое положение существовало на заре ЕЭС, в 60-х годах, продолжает оставаться до настоящего времени, особенно после вступления Великобритании в Общий Рынок.

 В 1984 году сумма бюджета представляла лишь 1% внутреннего валового продукта Сообщества. 4 декабря 1984 года было подписано дисциплинарное соглашение по бюджету и принято Советом. Расходы на сельское хозяйство не должны были более расти, чем ресурсы, вложенные в сообщество.

Внедрение этого соглашения означает лимитирование сельскохозяйственных расходов, введение квот на излишки молока, зерновых и других продуктов.

Примером таких противоречий является так называемая Британская проблема, свидетельствующая о несправедливости бюджета. Этот бюджет вызывает необходимость роста зерновых, молока, сахара в Британии. Но бюджет этой страны более обращен на внешний рынок, чем в других государствах содружества. Солидарность в рамках содружества обязывает Англию вкладывать в европейский бюджет больше, чем она намерена.


2.2. Экю - европейская монета.


Президент банка Лионский кредит Жан Дефласье так оценил проблему введения единой денежной единицы в Европе: "государство, которое согласилось разделить свою монополию денежной эмиссии, отказывается от одного из последних проявлений своей суверенности. Вот почему этот этап так труден, но он так необходим на пути европейской интеграции".

Введение экю - ключевая проблема. Экю должен стать истинной европейской монетой, выпускаемой сверхнационльной организацией, свободно конвертируемой и заменяемой, реальной альтернативой королю - доллару.

В настоящее время экю широко используется в Бельгии и Люксембурге, в частности, в гостиницах и ресторанах. Чековые книжки для предприятий и частных лиц выписываются в экю, 11% внешнеторговых операций в Италии осуществляется в экю.

Начиная с 1984 года экю котируется в Париже и Брюсселе. В ближайшее время намечается введение кредитных карт и дорожных чеков в экю можно привести некоторые примеры по валютному курсу экю (данные на 1985 год):

Германия (д.м.) 2,23

Бельгия (б.фр.) 44,9

Франция (фр.фр) 6,81

Англия (ф.ст.) 0,580

Люксембург (л.фр) 44,9

Италия (лира) 1458

Следует отметить, что в настоящее время существует очень большое различие между официальным экю и частным экю. В Германии экю вообще не рассматривают в качестве валюты. В целом можно отметить, что решение проблемы экю находится в стадии становления.





Заключение.


 В настоящее время Европейское Экономическое Сообщество представляет самый крупный в мире общий рынок, охватывая население 320 миллионов человек при валовом национальном продукте 2380 миллионов долларов.

 Несмотря на практически единодушный отказ стран - участниц об учреждении сверхнациональных органов, Европа тем не менее, структурирована, с политической точки зрения, следующим образом:

 1. Рабочая комиссия Сообщества, независимая от правительств, является органом предложения и исполнения.

 2. Совет министров (в котором трижды в год руководители государств сменяют друг друга), является суверенным органом. если большинство его решений принимается единодушно, то бюджетные вопросы решаются мажоритарным голосованием.

 3. Европарламент, избираемый начиная с 1989 года общим прямым голосованием, остается почти исключительно консультативной инстанцией, которая может лишь санкционировать решения комиссии. Он заседает в Страсбурге.

 Если в области промышленности страны Сообщества еще не находятся на должном уровне (существует общий промышленный рынок, но не общая промышленная политика), то сельскохозяйственная политика развивается успешно, начиная с 1962 года. Она основана на двух крупных принципах: создание рынка продукции при общем внешнем таможенном тарифе и гарантия цен, позволяющая аграриям сопротивляться мировой конкуренции, учитывая европейскую специфику: высокая стоимость земли, рабочей силы, небольшие размеры участков земли. Единые цены фиксируются Советом министров во время Брюссельских "марафонов". Эти цены привели к постоянному росту сельскохозяйственной продукции (молоко, сахар, вино) самодостаточность полностью обеспечена и превзойдена. В Европе в настоящее время излишки продукции, в частности, масла . Необходимый этап истинной интеграции - это создание единого денежного союза, который начался в 1972 году с созданием европейской валютной "змеи", знаменующей желание защитить обмены внутри сообщества от нестабильности. Тем не менее, она не смогла сопротивляться падению доллара в семидесятых годах. В 1979 году создается европейская денежная система, зона фиксированного паритета. Если официальная динамика экю растет медленно, его использование в финансовых целях растет быстро в международных сделках. Представляя собой попытку ослабить экономическую раздробленность Европы, европейская денежная система является сегодня как символом политической воли стран, так и пределом их интеграции.



Библиография.


 1 Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я.

 Экономическая и социальная география. - Справочные

 материалы. - М.:Просвещение. - 1994. - 208 с.


 2 Вперед. - Тартурская городская газета. - 39 июня 1991.


 3 Европа. - журнал европейского сообщества. -

 июль/август 1993.


 4 Колмаков С.А., Пантелеев М.М. Современный мир. - 1

 выпуск. - М.: Мирос, 1993. - 88 с.


 5 Максаковский В.П., Географическая картина мира. -

 Ярославль: Верхне - Волжское книжное издательство, 1995. -

 320 с.


 6 Стаценко А. - Справочник необходимых познаний. - Пермь:

 Вся Пермь, 512 с.

 7 Шенаев В.Н. Особенности экономического развития Западной

 Европы. - М.:Наука, 1993. - 50 с.


 8 Verhille Philippe. Atlas de la Grande Europe. -

 Paris.: Ellipses, 1995. - C.75 - 106.


 9 Bernard Michel., Un monde en mouvement. - Paris.:Nathan,

 1987. - C.161 - 218. (перевод с французского Кушниной Л.В.)



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.