Рефераты. Этапы становления ипотечного кредитования в России в 90-е годы

     Аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование в проекты осуществляются главным образом по средством ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами. Последние могут передаваться на вторичном рынке в нескольких формах. Во-первых, выданный кредит может быть продан целиком, во-вторых, может быть продано право на долевое участие в выданном кредите, позволяющее инвестору получать свою долю возвращаемой суммы кредита и процентов по нему. В-третьих, ипотечные кредиты или долевые участия могут быть сформированы в пакеты (пулы), на основе которых будут выпущены долевые ценные бумаги, обеспеченные этими ипотечными кредитами. Популярность этих бумаг обеспечивается дополнительными гарантиями заложенного имущества, а также государственной поддержкой.

     Инвестирование проектов осуществляется за счет средств предприятия (не менее 30%), кредита банка под залог активов производства, а в некоторых случаях государственных субсидий. Банк продает ипотечные кредиты третьим лицам, в частности агентству по ипотечному кредитованию в период спада деловой активности рынка ценных бумаг, получая тем самым денежные средства для вновь выдаваемых кредитов. Агентство по ипотечному кредитованию производит эмиссию ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами, а также в ряде случаев – гарантиями государства и продает их инвесторам, получая денежные средства на покупку ипотечных кредитов у банков.

     Ипотека не может осуществляться без четкого механизма. Этот механизм должен предусматривать:

-   Формирование первичного и вторичного промышленных ипотечных рынков, на которых действуют предприятия (заемщики), банки и кредитные организации (кредиторы), агентства по ипотечному кредитованию, инвесторы, правительство;

-   Предоставление предприятиям (заемщикам), признанным в установленном порядке нуждающимися в приоритетном финансировании, субсидий в размере от 5 до 60% рыночной стоимости имущества предприятия, в зависимости от финансового положения;

-   Предоставление банками долгосрочных кредитов (на 5-10 лет) на инвестиции главным образом в физические активы, а также краткосрочных (на 3-6 месяцев) и среднесрочных (на 1-2 года) на инвестиции в оборотные и нематериальные активы;

-   Реализацию программ субсидирования предприятий через  выбранные на контрактной основе банки, в зависимости от уровня защиты этих средств от инфляции;

-   Возможность процедуры заключения договора поручительства правительства конкретного региона с кредитором с целью снижения риска невозврата кредита и повышения привлекательности ипотечного кредитования для кредитора, а также контроль за погашением кредита.

-   Заключение предприятиями договора страхования ответственности за неисполнение обязательств перед кредитором и договора об имущественном страховании на весь срок действия кредитного договора в обязательном порядке.

Механизм промышленного ипотечного кредитования может эффективно функционировать только при создании системы информационного обеспечения для получения, обработки, хранения и передач оперативной, достоверной и доступной общественно значимой информации.

     Для повышения привлекательности промышленного ипотечного кредитования для банков следует обратить внимание на объекты социальной инфраструктуры, принадлежащие предприятию – дома культуры, спортивные учреждения, санатории, дома отдыха и т. д., которые обладают большой ликвидностью и, возможно, смогут заинтересовать кредиторов.[7]

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ МЕХАНИЗМА ЖИЛИЩНОГО ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ.

     Советская система жилищного финансирования характеризовалась централизованным распределением бюджетных ресурсов для строительства государственного жилья и его бесплатным распределением гражданам, официально признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.   

     В 1987 году государственные капитальные вложения в жилищное строительство составили более 80%,а  средства населения лишь 14,6% (включая индивидуальных застройщиков и членов жилищно-строительных кооперативов).

     Государственный бюджет всегда являлся основным источником финансирования жилищного строительства, дополняемым лишь незначительными вложениями со стороны предприятий, что выразилось в практическом отсутствии в России, в начале экономических реформ, механизмов самостоятельного участия населения в решении жилищных проблем. Кредитование осуществлялось только в сфере строительства нового жилья индивидуальными застройщиками или жилищными кооперативами, но не при покупке готового жилья.

     В период 1991-1999 гг. в сфере жилищного финансирования произошли серьезные изменения. Кардинальным образом изменилась структура ввода в действие  жилых домов по типам застройщиков, значительно увеличилась доля частного сектора, в то время как государство перестало играть роль основного участника на данном рынке (см. табл. 1).

Таблица 1

Ввод в действие жилых домов по формам

собственности в 1998 г.



Общая площадь, млн. кв. м.

Удельный вес в общем вводе жилья, %


Удельный вес в общем вводе жилья, %

1995 г.

1997 г.

Введено– всего, в т. ч. по формам собственности:


30,7



100


100


100

государственной


3,5


11,3


22,1


14,1

муниципальной


2,6


8,5


9,8


8,7

частной

17,9

58,3

36

49,3

Из нее населением за свой счет и за счет кредитов




12,1




39,4




22




35,2

Смешанной российской


6,5


21,1


31,8


27,4

Из нее: ЖСК

0,8

2,5

4,2

4,1

Источник: Российский статистический ежегодник, 1998 г. Данные Госстроя России

     Важные изменения произошли и в структуре источников финансирования жилищного строительства. Доля бюджетных средств, составлявшая до начала реформ 80%, сократилась примерно до 26%, т. е. в 3,1 раза, в том числе доля федерального бюджета – до 15%.

     Аналогичные процессы коснулись строительства жилья, финансируемого за счет  средств предприятий и организаций (сокращение в 2 раза), и только доля жилья, возводимого за счет застройщиков, увеличилась примерно в 2 раза за период с 1991 по 1998 гг. и достигла 39,4% от общего показателя годового объема ввода площадей жилья.

     Проводимая политика бесплатной приватизации жилья и снятия ограничений на количество и размер жилых помещений в собственности изменила структуру жилфонда (см. табл. 2).

Таблица 2

Структура жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности (в млн. кв. м общей площади и процентах).

Формы собственности жилищного фонда

1990 г.

1993 г.

1997 г.

млн. кв. м.

%

млн. кв. м.

%

млн. кв. м.

%

Жилищный фонд-всего


2425


100


2546


100


2715


100

В том числе:







Частный

791

32,6

1189

46,7

1501

55,4

Из него в собственности граждан


641


26,4


943


37,0


1312


48,30

Государственный

1011

41,7

496

19,5

198

7,3

Муниципальный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.