Рефераты.  Этапы становления ипотечного кредитования в России в 90-е годы       Аккумуляция временно свободных денежных средств и
их инвестирование в проекты осуществляются главным образом по средством ценных
бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами. Последние могут передаваться на
вторичном рынке в нескольких формах. Во-первых, выданный кредит может быть
продан целиком, во-вторых, может быть продано право на долевое участие в
выданном кредите, позволяющее инвестору получать свою долю возвращаемой суммы
кредита и процентов по нему. В-третьих, ипотечные кредиты или долевые участия
могут быть сформированы в пакеты (пулы), на основе которых будут выпущены
долевые ценные бумаги, обеспеченные этими ипотечными кредитами. Популярность
этих бумаг обеспечивается дополнительными гарантиями заложенного имущества, а
также государственной поддержкой.
     Инвестирование проектов осуществляется за счет
средств предприятия (не менее 30%), кредита банка под залог активов
производства, а в некоторых случаях государственных субсидий. Банк продает
ипотечные кредиты третьим лицам, в частности агентству по ипотечному
кредитованию в период спада деловой активности рынка ценных бумаг, получая тем
самым денежные средства для вновь выдаваемых кредитов. Агентство по ипотечному
кредитованию производит эмиссию ценных бумаг, обеспеченных ипотечными
кредитами, а также в ряде случаев – гарантиями государства и продает их
инвесторам, получая денежные средства на покупку ипотечных кредитов у банков.
     Ипотека не может осуществляться без четкого механизма.
Этот механизм должен предусматривать:
-   Формирование первичного и вторичного
промышленных ипотечных рынков, на которых действуют предприятия (заемщики),
банки и кредитные организации (кредиторы), агентства по ипотечному кредитованию,
инвесторы, правительство;
-   Предоставление предприятиям
(заемщикам), признанным в установленном порядке нуждающимися в приоритетном финансировании,
субсидий в размере от 5 до 60% рыночной стоимости имущества предприятия, в
зависимости от финансового положения;
-   Предоставление банками долгосрочных
кредитов (на 5-10 лет) на инвестиции главным образом в физические активы, а
также краткосрочных (на 3-6 месяцев) и среднесрочных (на 1-2 года) на
инвестиции в оборотные и нематериальные активы;
-   Реализацию программ субсидирования
предприятий через  выбранные на контрактной основе банки, в зависимости от
уровня защиты этих средств от инфляции;
-   Возможность процедуры заключения
договора поручительства правительства конкретного региона с кредитором с целью
снижения риска невозврата кредита и повышения привлекательности ипотечного
кредитования для кредитора, а также контроль за погашением кредита.
-   Заключение предприятиями договора
страхования ответственности за неисполнение обязательств перед кредитором и
договора об имущественном страховании на весь срок действия кредитного договора
в обязательном порядке.
Механизм промышленного
ипотечного кредитования может эффективно функционировать только при создании
системы информационного обеспечения для получения, обработки, хранения и
передач оперативной, достоверной и доступной общественно значимой информации.
     Для повышения привлекательности промышленного ипотечного
кредитования для банков следует обратить внимание на объекты социальной инфраструктуры,
принадлежащие предприятию – дома культуры, спортивные учреждения, санатории,
дома отдыха и т. д., которые обладают большой ликвидностью и, возможно, смогут
заинтересовать кредиторов.[7]
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ МЕХАНИЗМА ЖИЛИЩНОГО ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
В РОССИИ. 
     Советская система жилищного финансирования
характеризовалась централизованным распределением бюджетных ресурсов для
строительства государственного жилья и его бесплатным распределением гражданам,
официально признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных
условий.    
     В 1987 году государственные капитальные вложения
в жилищное строительство составили более 80%,а  средства населения лишь 14,6%
(включая индивидуальных застройщиков и членов жилищно-строительных
кооперативов).
     Государственный бюджет всегда являлся основным
источником финансирования жилищного строительства, дополняемым лишь
незначительными вложениями со стороны предприятий, что выразилось в
практическом отсутствии в России, в начале экономических реформ, механизмов
самостоятельного участия населения в решении жилищных проблем. Кредитование
осуществлялось только в сфере строительства нового жилья индивидуальными
застройщиками или жилищными кооперативами, но не при покупке готового жилья.
     В период 1991-1999 гг. в сфере жилищного финансирования
произошли серьезные изменения. Кардинальным образом изменилась структура ввода
в действие  жилых домов по типам застройщиков, значительно увеличилась доля
частного сектора, в то время как государство перестало играть роль основного
участника на данном рынке (см. табл. 1).
Таблица 1 
Ввод
в действие жилых домов по формам  
собственности
в 1998 г. 
  
   
  
  Общая площадь, млн. кв. м. 
   
  
  Удельный вес в общем вводе жилья, % 
   
  
  Удельный вес в общем вводе жилья, % 
   
  
 
  
  1995 г. 
   
  
  1997 г. 
   
  
 
  
  Введено–
  всего, в т. ч. по формам собственности:
   
  
  30,7
   
  
  100
   
  
  100
   
  
  100
   
  
 
  
  государственной
   
  
  3,5
   
  
  11,3
   
  
  22,1
   
  
  14,1
   
  
 
  
  муниципальной
   
  
  2,6
   
  
  8,5
   
  
  9,8
   
  
  8,7
   
  
 
  
  частной
   
  
  17,9
   
  
  58,3
   
  
  36
   
  
  49,3
   
  
 
  
  Из
  нее населением за свой счет и за счет кредитов
   
  
  12,1
   
  
  39,4
   
  
  22
   
  
  35,2
   
  
 
  
  Смешанной
  российской
   
  
  6,5
   
  
  21,1
   
  
  31,8
   
  
  27,4
   
  
 
  
  Из
  нее: ЖСК
   
  
  0,8
   
  
  2,5
   
  
  4,2
   
  
  4,1