Рефераты. Естественные монополии

Правовое понимание естественных монополий предполагает обязательное выявление особенностей субъектного состава участников соответствующих общественных отношений. Одну сторону участников этих отношений представляет субъект естественных монополий, – хозяйствующий субъект, занятый производством и реализацией товаров в условиях естественной монополии. В качестве хозяйствующих субъектов могут быть только юридические лица. Граждане – индивидуальные предприниматели таким правом не располагают. Юридические лица в статусе хозяйствующих субъектов делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

Вторая сторона участников общественных отношений в сфере естественных монополий – потребитель. Им может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо, приобретающее товар, производимый и реализуемый субъектом естественной монополии.

Таким образом, в сферах естественных монополий прямо функционируют два лица: субъекты естественных монополий и потребители. Назначение государственно-прававого регулирования – соблюсти, а при необходимости уравновесить баланс их интересов. Законодательство должно обеспечить, с одной стороны, реальную доступность реализуемых субъектами естественных монополий товаров для потребителей, а с другой – эффективное, безубыточное, прибыльное функционирование самих субъектов естественных монополий. Кроме субъектов естественных монополий и потребителей, в общественных отношениях участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Особенно важную роль среди них играют специальные органы регулирования и контроля естественных монополий.

1.2. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий.

Для регулирования контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти  по регулированию естественных монополий.

Эти органы образуются во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Территориальные органы создаются с разрешения Правительства РФ и образуют вместе с соответствующим федеральным органом единую систему регулирования в соответствующей сфере естественной монополии.

Задачи органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, существенно отличаются от задач антимонопольных органов при применении Закона о конкуренции. Важнейшая задача антимонопольных органов поощрять и развивать конкуренцию как основу цивилизованной рыночной экономики.

Для сферы действия естественных монополий конкуренция неэффективна либо невозможна в силу технологических и других причин. При неэластичности спроса на товары и услуги субъектов естественной монополии, неэффективности конкуренции в этой сфере у субъекта естественной монополии появляется возможность диктовать цены потребителю, устанавливать невыгодные условия договора. Отсюда вытекает необходимость иного регулирования их деятельности. Поэтому в 1995 г. был принят Закон о естественных монополиях, предусматривающий прямое вмешательство органов исполнительной власти в деятельность хозяйствующих субъектов в этой сфере, жесткое регулирование цен, контроль над заключаемыми ими крупными сделками и капиталовложениями, влияющими на ценообразование.

Органы по регулированию деятельности субъектов естественных монополий обладают следующими полномочиями:

·        полномочия, связанные с прямым регулированием деятельности субъектов естественных монополий;

·        полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля соблюдения законодательства о естественных монополиях.

Закон о естественных монополиях предусматривает использование следующих методов государственного регулирования:   

- во-первых, органы регулирования естественных монополий могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня. Государство не вправе использовать ценовое регулирование в рыночных отношениях. Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. И только в предусмотренных законом случаях  применяются цены (тарифы, расценки, ставки и. т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Такое исключительное право и предоставлено органам регулирования естественных монополий. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии.

Второй специфический метод регулирования – определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Производимые в них товары нередко ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.

Решение о применении методов регулирования принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

-издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

-налоги и другие платежи;

-стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

-прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

-удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

-соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

-государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

Сами органы регулирования деятельности естественных монополий строят свою работу в обстановке широкой гласности. Они обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, о введении, об изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий. Эти органы ежегодно публикуют доклад о своей деятельности. Через средства массовой информации они обязаны сообщать обо всех случаях применения ответственности за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях». Что касается решений по делам, связанным с нарушениями этого Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, то они подлежат опубликованию в средствах массовой информации в полном объеме не позднее месяца со дня их принятия.

1.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях.

За нарушение Федерального закона «О естественных монополиях» виновные несут различную юридическую ответственность.

Гражданско-правовая ответственность субъекта естественной монополии состоит в следующем: если действиями (бездействием), нарушающими этот Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение о возмещении причиненных убытков может быть принято органом регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект,  а любое другое лицо - субъект гражданского права.

Не освобождаются от гражданско-правовой ответственности и сами органы регулирования естественных монополий. В случае если этим органом принято решение с нарушением Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Наиболее действенной санкцией, применяемой органами регулирования естественных монополий к нарушителям Федерального закона «О естественных монополиях», являются решения о наложении штрафа на субъект естественных монополий и привлечении к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов власти. В отличие от гражданско-правовых, административные методы воздействия, в том числе наложение штрафа или изъятия в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения законодательства, могут применять только органы регулирования естественных монополий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.