Хомяков Е. Г.,
профессор
Югославия открыта миру и заинтересована во всех формах взаимовыгодного международного экономического сотрудничества. Даже в условиях действия международных санкций Югославия не только сохранила свой экономический потенциал, но и углубила реформы в экономике, продолжает играть активную роль в региональном экономическом сотрудничестве. В январе 1994 г. руководство СРЮ приступило к новому этапу экономических реформ, в основу которых было положено стремление стабилизировать национальную валюту при одновременном обеспечении постепенного роста производства и уровня жизни.
Основой денежно-кредитной программы реконструкции и экономического восстановления стал новый динар, курс которого был приравнен к немецкой марке, имел золотовалютную основу и свободно конвертировался. Человеком, создавшим и реализовавшим эту программу, стал доктор Драгослав Аврамович, многие годы отдавший работе в международных финансовых организациях, - управляющий Национального банка Югославии.
Были разработаны инвестиционные проекты в инфраструктуре, управлении водными ресурсами, электроэнергетике, общественном транспорте и ряде других отраслей. Иностранные компании получили право вкладывать капитал в практически любую компанию в СРЮ, иметь в них контрольный пакет акций или быть единственным владельцем, вывозить полученную прибыль или реинвестировать ее в югославскую экономику.
С момента начала реализации программы главную роль в обеспечении финансовой стабильности играл Национальный банк. Экономическое восстановление страны сопровождалось введением новой и эффективной налоговой системы, которая была призвана, в частности, легализовать теневую экономику, приобретшую ранее значительные размеры в условиях галопирующей инфляции.
Решительному сокращению были подвергнуты расходы на здравоохранение, науку, образование, госадминистрацию и армию. Финансирование этих отраслей и структур производилось исходя из реальных возможностей экономики. Существенная модернизация и сокращение были произведены в органах государственного управления. Объекты социальной сферы, ранее закрепленные за предприятиями, были переданы на баланс органов государственного и местного управления.
Путем принятия федеральных законов о преобразовании отношений собственности, концессиях и иностранных инвестициях были существенно расширены возможности экономического развития, достигнуто значительное приближение норм отечественного законодательства к стандартам Европейского Союза. В результате, несмотря на все политические сложности, в последние несколько лет в СРЮ отмечены высокие темпы экономического развития. По уровню роста валового национального продукта, составившего в 1997 году 7,8%, Югославия оказалась в числе наиболее быстро развивающихся стран. Эта тенденция сохранилась и в этом году.
СРЮ, таким образом, в чрезвычайно неблагоприятных условиях, порожденных международными санкциями, сумела сохранить крупные компании и инфраструктуру, рассматривая их как основу будущего экономического развития и интеграции в европейское и международное сообщество. Заметное развитие получил в последние годы малый и средний бизнес.
Сегодня Югославия открыта для иностранных инвестиций, которые еще недавно были практически невозможны из-за международных санкций. Экономическому росту способствуют и долгосрочные экономические проекты с наиболее важными, традиционными иностранными партнерами. С ослаблением эмбарго новый интерес к югославской экономике был проявлен в сопредельных странах, Российской Федерации, Украине, Беларуси, других республиках бывшего Союза, странах Дальнего Востока. Особую привлекательность представляет вложение капитала в высокотехнологичные отрасли промышленности, инфраструктуру, сельское хозяйство и переработку его продуктов, химическое и фармацевтическое производство. Активно действуют зоны свободной торговли в Смедерево, Ковине, Нише, Белграде, Нови-Саде, Прахово, Сомборе, Сремской Митровице, Суботице и Зренянине.
В 1997-1998 гг. Югославия привлекла иностранных инвестиций более чем на 2 миллиарда долларов США, главным образом из стран Европейского Союза. В этот показатель вошли и средства, предусмотренные в недавно принятых долгосрочных инвестиционных программах общим объемом более чем в 2,5 миллиарда долларов США.
Особую роль для югославской экономики играет развитие сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы. Со своей стороны, эти государства проявляют все больший интерес к югославскому рынку, реально оценивая масштабы собственных потерь, понесенных в результате односторонних санкций против СРЮ. Свидетельством этого стало, в частности, проведение 2-3 ноября 1998 года в Белграде пятой сессии Международного Совета Торгово-промышленных палат стран Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии.
СРЮ как балканская, центральноевропейская, дунайская и средиземноморская страна очень заинтересована в развитии международных контактов и интеграционных процессов в этих регионах. Она рассматривает их в контексте общеевропейской интеграции, в частности, со странами Европейского Союза.
На состоявшемся недавно втором саммите стран Юго-Восточной Европы в Анталии (Турция) было поддержано предложение Югославии об интенсификации процесса заключения этими государствами двусторонних соглашений по свободной торговле с целью создания в перспективе зоны свободной торговли во всем регионе. Стремясь объединить все проекты по развитию инфраструктуры в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций, Югославия придает исключительное значение созданию транспортных коридоров через свою территорию с целью усиления экономических, культурных и других форм сотрудничества, как в регионе, так и в целом в Европе. Особый интерес у югославского руководства и югославского бизнеса вызывает реализация проектов интенсификации использования транспортных возможностей Дуная.
Европейское измерение внешней политики Югославии реализуется в полном соответствии с европейскими принципами сотрудничества и безопасности, воплощенными в Хельсинкских итоговых документах, Парижской Хартии и соглашениях Совета Европы. Эта политика СРЮ имеет три важных компонента:
1) добрососедство, т.е. развитие всестороннего сотрудничества с государствами-соседями и интенсификация регионального сотрудничества;
2) поддержание равноправного сотрудничества со всеми другими европейскими странами, нормализация отношений и налаживание сотрудничества с Европейским Союзом как ключевым элементом интеграции в Европе;
3) восстановление и активизация полноправного участия во всех европейских организациях, прежде всего, в ОБСЕ и Совете Европы.
Безусловно, восстановление прав Югославии в европейских структурах – принципиальный вопрос. Его положительное решение и в интересах Югославии, и в интересах всего европейского сообщества. Без универсальности подходов ко всем государствам нашего континента нельзя ожидать эффективных результатов политического и экономического сотрудничества.
Восстановление достойного места Югославии в европейских интеграционных процессах будет зависеть как от использования национального и регионального политико-экономического потенциала, так и от непосредственной ее поддержки со стороны европейских государств, имеющих с нею традиционные дружественные отношения (Россия, Украина, Греция и некоторые другие). СРЮ открыто и последовательно поддерживает все инициативы, направленные на укрепление равноправного экономического сотрудничества. Любые искусственные препятствия на этом пути, создаваемые под давлением некоторых государств и блоков, лишь усугубляют общую обстановку в Европе, ведут к неизбежным экономическим потерям не только народов Югославии, но и сопредельных государств.
Экспорт-импорт Югославии за первое полугодие 1998 года
<div align="right">
<small></small>
Экспорт
<small>Импорт</small>
<small>объём*</small>
<small>%**</small>
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6