Американские фермеры достигли самой высокой в мире производительности труда. Один фермер обеспечивает потребности в сельскохозяйственной продукции 59 человек, в то время как в Западной Европе – 19 человек, в Японии – 14. Этому способствует использование сложных и высокопродуктивных сельскохозяйственных машин, высокий уровень развития инфраструктуры (включая организацию транспортировки и складирования продукции), а также защита и поддержка государством сельскохозяйственного производства. Расходы на выполнение государственных программ в сфере сельского хозяйства и продовольствия составляют 4,5% всех расходов федерального бюджета США; они эквивалентны 27% годичной стоимости сельскохозяйственной продукции страны и равноценны предоставлению ежегодной государственной субсидии в размере 410 долларов на каждый гектар пашни.
Примерно 25% производимых в стране продуктов сельского хозяйства идёт на экспорт(2 место по объёму вывоза товаров за границу). США занимает первое место в мире по экспорту кукурузы и зерна, второе место в мире по экспорту риса (после Таиланда).
На долю США приходится более 45% мирового производства кукурузы, 12% мирового производства пшеницы, 52% - соевых бобов(1 место в мире), 21% - хлопка, 18% - масличного семени, 17% – мяса(1 место в мире), 12% табака, 18% риса.
В) Сфера услуг.
Реформирование американской экономики продолжается по линии быстрого увеличения удельного веса сферы услуг в ВВП: их доля составляет около 65% (без учёта транспорта и связи). Доля занятых в этой отрасли приближается к 75%.
Американская статистика включает в сферу нематериального производства и услуг транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, общественное питание, финансово-кредитную деятельность и страхование, услуги производственного и бытового назначения, образование, здравоохранение, частично науку, государственный аппарат управления хозяйством, а также деятельность военно-полицейского, политического, идеологического и пропагандистского аппарата.
Более 25% всей нематериальной сферы приходится на оказание финансовых услуг, страхование, операции с недвижимостью. Около 22% услуг создаётся в оптовой и розничной торговле. 26,3% - это деловые, юридические, социальные, личные услуги, здравоохранение, отдых и развлечении, автосервис т.п. доля транспорта и связи составляет 8,5%, а на государственное управление приходится 18,4%.
Особую роль в современном облике экономики США играет так называемая информационная революция. Ежегодные инвестиции в компьютеры и современные средства связи в конце 90-х гг. росли ежегодно на 25%. За счёт этих инвестиций обеспечивается примерно 1/3 экономического роста США. Каждый год американский бизнес вкладывает порядка 220 млрд долларов в компьютерные технологии и новейшие коммуникации и ещё 10 млрд долларов на программное обеспечение.
Большое значение для экономики имеют транспортные услуги. В США развиты все виды транспорта, страна обладает прекрасной современной транспортной инфраструктурой. В сфере перевозок грузов доминирует железнодорожный транспорт, а в пассажирских перевозках наибольшее значение имеют автомобильный и воздушный транспорт.
Транспортный комплекс играет важную роль в экономической и социальной жизни страны. Протяженность сети железных дорог составляет в США около 265000 км., автомобильных дорог - 6 500000 км. На долю транспорта приходится около 20% общего потребления энергии в стране и от 50 до 60% всего потребления жидкого топлива. К транспортному комплексу США относят транспорт общего пользования - железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный. Значительную часть грузовых и пассажирских перевозок выполняет транспорт промышленных предприятий, индивидуальные легковые автомобили, персональные самолеты и т.п. Материально-техническая база транспортного комплекса в основном современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким качеством. Начиная с 80-х годов, транспортный комплекс США вступил в полосу качественно новых сдвигов в области техники и технологий перевозок, прежде всего за счет широкого внедрения автоматизированных систем управления перевозочными процессами с использованием ЭВМ, микропроцессоров, волоконной оптики, лазеров, искусственных спутников земли и прочего. Важнейшим направлением повышением качества транспортных услуг становится внедрение системы перевозок "только в срок", с подачей грузов подвижного состава с точностью до минут. Это позволяет заказчику обходиться без устройства дорогостоящих складов и сократить потребность в оборотных средствах.
Транспорт все более превращается в органическую составную часть сложной производственно-транспортной системы, охватывающую всю экономику, что существенно повышает эффективность последней.
5) Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность.
США – крупнейший в мире экспортёр товаров (13% мирового экспорта) и услуг (18% мирового экспорта). В общем объём экспорта США составляет 16% мирового объёма экспорта. Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. В 2001 году экспорт составил около 1,2 трлн долларов.
Благоприятным экспортным позициям страны способствовало улучшение экономической конъюнктуры в развитых странах мира во второй половине 90-х годов, а также ускорение инвестиционных процессов в быстрорастущих экономиках Юго-восточной Азии и Латинской Америки. Экспорт товаров и услуг создаёт около 11-12% ВВП США. Торговый баланс США составляет –13% (отрицательный за счёт того, что стоимость импорта превышает стоимость экспорта).
Опережающими темпами развивается экспорт полупроводников и телекоммуникационного оборудования, транспортных средств (автомобилей и авиалайнеров), энергетического оборудования и двигателей, измерительных и научных приборов. После мирового валютно-финансового кризиса несколько сократились поставки авиационной техники и химической продукции потребителям в страны Азии и Латинской Америки. Вообще, влияние кризиса 1997-98 гг. в Азиатском регионе на американский экспорт и экономический рост можно интерпретировать следующим образом. Экспорт в страны Азиатского региона составил до недавнего времени треть всего американского экспорта (33%). В 1998 экспорт в страны Азии сократился на 13%. Чистый эффект сокращения экспорта составил –0,5% ВВП.
В экспорте услуг преобладают финансовые, управленческие, транспортные, медицинские, образовательные и консалтинговые услуги.
Значительный стимул к росту американского экспорта дало вхождение в Мексики в НАФТА в 1994г. После этого немедленно увеличился экспорт инвестиционных и потребительских товаров в Мексику. В пограничных с США районах Мексики на базе прямых инвестиций американских ТНК создана мощная производственная база по изготовлению готовых товаров из импортных комплектующих с последующим экспортом в США (так называемая maquailadora industry). Американские ТНК пользуются низкими издержками труда в Мексике, но это приводит к росту взаимной торговли между Мексикой и США. Сразу же после образования НАФТА экспорт в Мексику и Канаду дал половину всего прироста американского экспорта. Основными партнёрами США по экспорту являются Канада (23% экспорта США), Япония (10,3%), Мексика (10,1%), Великобритания (5,3%), Германия (3,7%), Южная Корея (3,4%) и Тайвань (3,2%).
Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. Основу экспортной экспансии американских монополий составляют машины, оборудование и продукция сельского хозяйства. На долю США приходится также около 20% мирового экспорта продукции наукоемких отраслей. Импортируется огромное количество электронных компонентов, бытовой электроники и компьютеров. Важнейшее значение для США имеет и тот факт, что на их долю приходится ежегодно около половины мирового экспорта зерна. Заграничные предприятия транснациональных корпораций США обеспечивают производство товаров и услуг общей стоимостью почти 1,5 триллиона долларов в год. США является крупнейшим в мире экспортёром капитала(в год вывозится около 0,3-0,4 трлн долларов). Прибыли на прямые инвестиции за границей являются также важным источником финансирования экономического развития США, они составляют до трети всего объема прибыли американских корпораций.
Расширение производства услуг и товаров для сбыта на заграничных рынках – один из главных факторов американского хозяйственного роста. В 1994–1996 гг. экспорт услуг и товаров из США увеличился с 698,3 до 835,7 млрд. долл.(сейчас этот показатель составляет около 1,1 трлн долларов) Примерно треть ежегодного прироста ВВП страны происходит за счет экспортного производства в высокотехнологичных, высокопроизводительных секторах хозяйства. Благодаря этому в 1992–1996 гг. было создано 1,5 млн. новых рабочих мест. Иначе говоря, интернационализация воспроизводственных процессов в США вступила в качественно новую фазу, главная особенность которой – участие Соединенных Штатов в становлении в рамках мирового хозяйства единого воспроизводственного механизма.
Б) Импорт.
Импорт в США составляет 23% мирового объёма импорта.(в 2001 году импорт в США составил 1,4 трлн долларов). Импорт имеет для американской экономики ещё более важное значение чем экспорт. Доля импорта во внутреннем потреблении бытовой электроники, обуви и ряда других потребительских товаров превысила 80%, металлообрабатывающих станков и нефти – 50%, чёрных металлов и текстиля – 20%. С импортом связано 13% производства ВВП, а на долю США приходится 17% мирового импорта товаров, и 12,5% мирового импорта услуг. Машины и оборудование дают 2/3 прироста импорта США, на долю автомобилей и товаров потребительского назначения приходится четверть прироста. В связи со значительным укреплением курсом американского доллара по отношению к ведущим мировым экспортёрам товаров в конце 90-х годов в США хлынул поток относительно дешёвой и конкурентноспособной продукции из Европы, Юго-восточной Азии и Латинской Америки. До 40% дефицита торгового баланса США приходится на Японию, столько же на другие страны региона ЮВА. Немалая доля импорта связана с внутрифирменными поставками зарубежных филиалов и дочерних компаний американских корпораций, использующих преимущества международной специализации.
В 90-х годах среди стран-экспортёров потребительских товаров на рынок США Китай и другие быстрорастущие экономики Юго-Восточной Азии значительно потеснили Японию на рынке бытовой техники и захватили довольно большую долю рынка одежды и обуви.
США является самым привлекательным рынком для иностранных инвесторов рынок. По данным платёжного баланса во второй половине 90-х годов в США ввозится капитала на 0,5 трлн долларов. Растёт приток в страну как прямых инвестиций (приближаясь к 0,1 трлн долларов), так и портфельных (0,3-0,4 трлн долларов). Огромное положительное сальдо движения капитала не только смягчает проблему платёжного баланса, но и помогает финансировать значительную часть капиталовложений в американскую экономику. Так только прямые иностранные инвестиции обеспечивают до 7% капиталовложений в основные фонды американской экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4