ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Контрольная работа
по предмету: Мировая экономика
на тему: Экономика и международное экономическое положение мусульманских стран
Выполнила студентка
группы 15025
Шакирова (Гасимова) А.Р.
Проверил:
Гибадуллин М.З.
Казань-2007
Содержание
Введение ……………………………………………………….......
3
1.
Основные экономические
положения в исламских странах .....................................................
4
2.
Экономика Египта …………………………………………….......
6
3.
Экономика ОАЭ ……………………………………………….......
12
Заключение …………………………………………………….......
16
Список литературы ………………………………………………..
17
Введение
Контрольная работа по мировой экономике посвящена рассмотрению темы: «Экономика и международное экономическое положение мусульманских стран». Данная тема является очень актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения.
В экономическом плане в зоне распространения ислама существуют те же проблемы, что и во всех развивающихся странах: неравномерность экономического потенциала и возможностей развития; демографические и энергетические проблемы, нестабильность цен на сырье, неэквивалентные условия обмена, продовольственный вопрос, рост внешней задолженности у стран, не обладающих нефтяными запасами, растущая зависимость от индустриальных западных стран – основных экспортеров технологии и продовольствия.
Основные задачи данной курсовой работы: рассмотреть:
· основные экономические положения в исламских странах,
· экономику Египта,
· экономику ОАЭ.
В заключении приводятся основные выводы по данной работе.
В контрольной работе использовано 6 источников, все они представляют собой книги современных авторов. Работа целиком представляет собой практическое применение теоретических знаний. Объем работы составляет 17 страниц.
1. Основные экономические положения в исламских странах
В 80-е – 90-е годы социальная среда в зоне распространения ислама из-за накопившихся социально-экономических проблем при высоком приросте населения оказалась благоприятной для поиска социальной справедливости на путях «религиозного совершенства». Международные условия, в особенности в их кризисном проявлении, стимулировали создание организаций и группировок, пытавшихся предложить свои пути решения хронических проблем, в том числе, и на основе постулатов религии.
Ни внутренние модели исламской экономики, ни созданные международные специализированные организации в рамках исламского экономического порядка за все годы своей деятельности не улучшили экономическое положение тех мусульманских стран, развитие которых не связано с добычей нефти.
Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по поводу допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковской системы. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента, а с другой - в связи с шариатским запретом на омертвение капитала.
Расширение практики капиталистического предпринимательства в мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шариатских положений, но и оживление некоторых традиционных принципов, имевших широкое распространение в период мусульманского средневековья (принципы торгового сотрудничества).
С другой стороны, не редко новые по содержанию явления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира на религиозно-общинной основе (торговые дома и финансовые предприятия исмаилитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся как продолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых домов, но которые по сути своей имели уже капиталистический или полукапиталистичекий характер.
Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это касается, прежде всего, процесса становления национального самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого процесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама о единстве всех мусульман.
Мусульманские организации России самостоятельно контактируют с системой Организации Исламская конференция, Лиги исламского мира, Всемирного исламского конгресса и их организаций. Темпы развития этих связей и их содержание в значительной степени будут зависеть от судьбы нового союзного договора, складывающейся системы горизонтальных связей между республиками.
Чрезвычайно важными для системы взаимоотношений России с мусульманскими странами и их международными организациями являются политика, в основе которой – признание взаимозависимости, целостности и противоречивости современного мира; решение глобальных проблем на основе нового «объема» и «качества» взаимодействия государств и общественно-политических течений, независимо от идеологических и прочих различий; необходимость параллельного движения национального развития и общемирового процесса, их взаимодополнения и взаимообогащения, равноправного сотрудничества и обменов.
Мировая экономика не может быть исламской, христианской, буддистской или иудейской, поскольку она – мировая. Именно взаимосвязанность и целостность мира составляют объективную основу формирования системы мировой экономики.
2. Экономика Египта
Основы современной египетской экономики были заложены при Мухаммеде Али, который правил страной в 1805–1849. В то время началось выращивание хлопка для экспорта в европейские страны, более интенсивное строительство дамб и каналов. Благодаря крупномасштабным общественным работам полностью изменилась система орошения, что позволило круглогодично выращивать сельскохозяйственные культуры. К эпохе правления Мухаммеда Али относится также строительство первых железных дорог и модернизация портов.
Отсутствие стимулов к производству, доступа к современным технологиям и наплыв дешевых промышленных товаров из Европы сковывали развитие промышленности в 19 в. Местное текстильное производство было ограничено введением английской администрацией специального налога на египетских производителей. Начиная с 1920-х годов египетские и иностранные предприниматели приступили к созданию текстильных и других промышленных предприятий. В значительной степени развитию местной промышленности способствовало то обстоятельство, что в годы Второй мировой войны страна оказалась изолированной от внешнего мира.
После революции 1952 одной из главных задач национального развития стала индустриализация Египта. К началу 1990-х годов в промышленном производстве было сосредоточено 22% трудовых ресурсов страны. Насер значительно усилил роль государства в экономической жизни Египта, национализировал сначала иностранные, а затем и принадлежавшие местному капиталу предприятия и банки и переориентировал национальную торговлю на бартерные сделки со странами социалистического лагеря. Хотя претворение в жизнь амбициозных планов индустриализации Египта столкнулось с трудностями уже к 1965, наиболее серьезный удар по экономике нанесло поражение в войне с Израилем в июне 1967. В результате войны были утеряны такие важные районы, как зона Суэцкого канала и Синайский п-ов, где сосредоточены основные нефтяные месторождения страны. Вся промышленность Египта была переведена на военные рельсы для подготовки к возвращению этих территорий.
После частичной победы Египта в войне 1973 и четырехкратного увеличения мировых цен на нефть в 1973–1974 процесс экономических преобразований в стране ускорился. В ходе реализации политики «открытых дверей» были либерализованы банковская и валютная сферы экономики. По мнению президента Анвара Садата, это должно было способствовать привлечению в страну иностранного капитала и облегчить экспорт египетской рабочей силы в такие основные нефтедобывающие арабские страны, как Ливия и Саудовская Аравия. Темпы экономического роста ускорились, состояние государственного платежного баланса улучшилось.
В 1991 по договоренности с МВФ правительство Египта объявило о начале реализации программы реформирования экономики. Была заморожена заработная плата, постепенно сокращены субсидии на основные продукты питания и услуги, преданы забвению заверения, данные еще Насером, о том, что каждый выпускник колледжа будет обеспечен рабочим местом.
В 1993 началась реализация программы приватизации, которая к 1997 предусматривала передачу в частные руки 85 из 314 государственных предприятий. Реформаторские усилия Египта были вознаграждены займами от МВФ.
Программа реформ в Египте была направлена на ускорение темпов развития экономики, создание около полумиллиона рабочих мест ежегодно и более тесную интеграцию с мировыми рынками. Видное место в системе реструктуризации экономики занимали приватизация, либерализация торговли, снижение роли государства в сфере инвестиционной деятельности.
Страницы: 1, 2