Рефераты. Экономическое содержание, виды и структура цен. Рентабельность производства, продукции, капитала, ме...

активов) , равняется прибыли до начисления процентов*100 и делённой на активы.

   Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности , необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора:  рентабельность оборота и число оборотов капитала.

   Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой ( оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

                                              

                                                           прибыль до начисления процентов x 100

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОБОРОТА = —————————————————

                                                                  валовая  выручка

 

 

  Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой  предприятия , тем больше рентабельность оборота.   Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется п фоормуле                                                                                                                                               валовая  выручка

ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА = ————————————————

                                                                        активы

 

Чем выше валовая выручка фирмы , тем больше число оборотов ее капитала.

В итоге следует , что

 

 

УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ =

= РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ БОРОТА x  ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА.

       Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции.    Главным из показателей уровня рентабельности является

отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.    Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и  сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

   Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов , определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования

производственных ресурсов.    Показатели рентабельности ( доходности ) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

  Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико - экономических факторов , а значит как объекты технико - экономического анализа , основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных

технико - экономических факторов

Рентабельность является результатом производственного процесса , она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств , снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.

  Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей  - факторов : структуры и фондоотдачи  Основных производственных фондов,  оборачиваемости нормируемых оборотных средств , рентабельности  реализованной продукции.

Это 2-й подход к анализу  рентабельности предприятия . Для такого анализа используют  модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности,  предложенную А.Д.Шереметом.

                             1            1

Р = Е / ———— + ———, где

                   УМ            К

 

Р - общая рентабельность предприятия %

Е - общая (балансовая) прибыль,% к объему реализованной

продукции;

У - удельный вес активной части в общей стоимости основных

производственных фондов , доли единицы;

М - коэффициент фондоотдачи активной части основные  производственных фондов ;

К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств.

 

Методика анализа общей рентабельности: 

1) по факторам эффективности;

2) в зависимости от размера прибыли и величины  производственных факторов. 

Балансовая ( общая ) прибыль - это  конечный финансовый  результат производственно - финансовой деятельности.  Вместо  общей прибыли у предприятия может образоваться общий убыток , и  такое предприятие перейдет в категорию убыточных.  Общая  прибыль (убыток) состоит из прибыли ( убытка) от реализации  продукции , работ и услуг ;внереализационных прибылей и убытков.  Под рентабельностью предприятия понимается его способность к  приращению вложенного капитала.  Задачей анализа рентабельности   являются несколько положений: оценить динамику показателя  рентабельности с начала года , степень выполнения плана ,  определяют и оценивают факторы , влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и убытков , вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно - хозяйственной

деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.

 

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации ( Прп) или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

                Ппр                                        ЧП

       Rз=-----------                  Rз= ---------

                  З                                    З    

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота)Rоб рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг ил и чистой при­были на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективностью производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот указатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

            Прп                                          ЧП

Rоб = ---------                         Rоб = ------------

                В                                                       В

 Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (суммы K) или отдельных его слагаемых: соб­ственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, обо­ротного, операционного капитала и т.д.:

                                   БП                            ЧП

Rк = ——,     или     Rк  = ——

        сумК                        сумК

 

 

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и про­вести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупае­мость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализо­ванной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

                   Прп = ƒ(VРПобщ, Удi, Цi, Сi)

Rз = ---------------------------------------------

                   Зпл = ƒ(VРПобщ, Удi, Сi)

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.

 

Далее следует выполнить факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

        Пi       VРПi(Цi- Сi)         Цi- Сi          Цi

R =  --- = ------------------ = ------------- = ------- -1

          З       VРПi – Сi              Сi             Сi     

 

 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.