,где
Е- предельно допустимое потребление топлива и энергии на рассматриваемой территории на нужды производства и транспорта, тут/год;
- коэффициент, учитывающий антропогенную насыщенность территории
R – радиационный баланс территории, ккал/см2год;
W – средний модуль поверхностного стока, м3/га сут;
Р – удельная продукция сухого вещества биомассы т/км2год;
S – площадь территории, км2;
k e – нормативный минимум бытового расхода энергии на одного человека, тут/чел. в год;
N – общая численность населения на рассматриваемой территории.
Очевидно, если природоемкость производственного комплекса территории не превышает ПДНТ, то рассматриваемую территорию можно считать благополучной. В противном случае происходит разрушение природной среды территории.
2.3. Принципы и методы оценки эффекта и экономической эффективности экологически значимых мероприятий.
К числу экологически значимых относятся самые разнообразные мероприятия, непосредственно влияющие на экологические характеристики среды, а так же на процессы взаимодействия человека и тех объектов, которые имеют хозяйственную, социальную или биоресурсную ценность, с элементами окружающей среды.
Все подобные мероприятия на стадии их проектирования нуждаются в экономической оценке, особенно при наличии нескольких конкурирующих вариантов, а процессы, отражающиеся на состоянии природных ресурсов и параметрах окружающей среды, требуют применения экономических средств регулирования, различных экономических стимулов и санкций (платежей, штрафов), рыночных механизмов регулирования и т.д. Принципы оценки эффективности проектных вариантов, даже резко отличающихся по степени экологической значимости мероприятий, во многом сходны.
Экологически значимые, в том числе экологически ориентированные, мероприятия и программы различаются по видам головных заказчиков – федеральные или местные органы, фирмы (корпорации) и т.д. и по источникам финансирования – федеральный бюджет, внебюджетные фонды – экологические и иные, средства различных фирм, компаний, заемные средства и субсидии, в том числе внешние и др.
Природопользователи (в широком смысле) – это федеральные и региональные органы, корпорации, фирмы всех форм собственности, а так же физические лица, реализующие экологически и ресурсозначимые мероприятия, эксплуатирующие природные ресурсы и воздействующие на параметры окружающей среды.
Ресурсно- и экологически значимые мероприятия целесообразно разделить на три группы:
А) целевые;
Б) многоцелевые;
В) мероприятия с побочными ресурсными (или, соответственно, побочными экологическими) последствиями
Целевые экологически значимые мероприятия направлены на достижение только экологических или социально-экологических позитивных результатов.
Многоцелевые экологически значимые мероприятия направлены на достижение как экологических, так и иных позитивных результатов (например производственно-хозяйственных, социальных и т.п.).
Мероприятия с побочными экологическими последствиями направлены на достижение не экологических, а иных позитивных экономически значимых (производственных, социальных) результатов, но влияют на параметры окружающей среды. Возникающие в результате их реализации экологические последствия могут быть как позитивны, так и негативны.
Общие принципы экономического анализа эффективности любых мероприятий одинаковы – это сравнение результатов (R) мероприятий с затратами на них (Z). Все компоненты вектора затрат Z имеют, как правило, «негативную» с общественной точки зрения природу – в том смысле, что чем меньше их численные значения (затраты ресурсов), тем лучше. В противоположность этому компоненты вектора результатов R могут быть как «позитивны», так и «негативны». В связи с этим вместо вектора результатов R следует рассматривать два вектора: вектор позитивных результатов P и вектор негативных результатов N (сумма их размерностей равна, разумеется, размерности вектора R). Величина экономического эффекта Э от реализации мероприятия вводится равенством
Э=R-Z=P-N-Z.
Мероприятие экономически эффективно, если Э > 0, и экономически неэффективно в противном случае. Если результат R представляет собой оценку изменения чисто экологических факторов вследствие реализации мероприятия, то оно экологически эффективно, если R>0. Экологически эффективное мероприятие может быть экономически неэффективным, т.е. может оказаться, что для него Э<0.
Глава 3. Экономический рост и проблемы экологии (на примере республики Карелия)
3.1. Политика правительства Республики Карелия в области экологии.
Правительством Республики Карелия поставлена цель стабилизации экологической ситуации, повышения эффективности охраны окружающей среды, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Среди основных задач в этом направлении присутствуют такие:
- обеспечение минимального воздействия производства и потребления на окружающую природную среду и население
- создание системы переработки и утилизации отходов производства и потребления
- увеличение бюджетных и частных ассигнований на охрану окружающей природной среды, природно-культурных комплексов и обеспечение их целевого использования.
Разработаны механизмы реализации для их решения:
- обеспечение целевого использования средств, полученных от платежей за загрязнение окружающей природной среды, при условии обязательного их направления на мероприятия по восстановлению и охране окружающей природной среды.
- содействие разработке и внедрению механизмов компенсации потерь, связанных с ухудшением здоровья людей, экологическими нарушениями.
- повышение качества экологической и комплексной эколого-культурной экспертизы.
- содействие техническому перевооружению производства, модернизации действующих и внедрению новых технологий и процессов, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую природную средую.
- разработка и реализация республиканской целевой комплексной программы «Отходы производства и потребления».
- реализация системы комплексного мониторинга состояния окружающей природной среды
- принятие республиканских нормативно-правовых актов в области охраны окружающей природной среды в рамках компетенции Республики Карелия.
3.2. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду в Республике Карелия.
Устойчивое развитие региона предполагает не только экономически эффективное, но и экологически допустимое развитие. Характер такого эколого-экономического взаимодействия показателей роста можно установить путем сопоставления динамики индексов годового физического объема валового регионального объема продукта (ВРП) – суммы фонда оплаты труда с единым социальным налогом, чистой прибыли, налогов и амортизационных отчислений – с индексами обобщающих экологических показателей развития региона.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9