1. Особенности организации и методики анализа деятельности предприятия, внутрихозяйственного анализа.
Анализ существует с незапамятных времен, являясь весьма емким понятием, лежащим в основе всей практической и научной деятельности человека. Анализ представляет собой процедуру мысленного, а также часто и реального расчленения объекта или явления на части. В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры и способов реализации при исследовании, анализ выступает в различных формах. Одной из основных форм анализа является внутрихозяйственный анализ.
В отличие от анализа деятельности предприятия как объекта управления главная особенность внутрихозяйственного анализа заключается в его в его детализации по отдельным подразделениям, в оценки их вклада в достижения всего коллектива.
Внутрихозяйственный анализ охватывает все ступени управленческой иерархии основного звена народного хозяйства – от подразделений первого порядка до рабочего места.
Внутрихозяйственный анализ представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием финансовых процессов внутри организации, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного характера.
Исходя из сущностных характеристик рыночной экономики, а, также учитывая национальные особенности изменения экономики России, не возможно представить предприятие без анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Источниками информации для внутрихозяйственного анализа и анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:
«Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2); [2],[3],[4]
обороты по счетам на которые отражаются финансовые результаты;
Главная книга;
плановые данные.
Целями внутрихозяйственного анализа является:
v оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
v оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
v выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
v спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.
Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу предприятия необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и его существующих и потенциальных контрагентов.
2. Аналитическая часть.
2.1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
В условиях рыночной экономики бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Не случайно концепция составления и публикации отчетности лежит в основе системы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран. Поэтому очень важно проводить анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются такими показателями как:
v сумма полученной прибыли главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (коммерческая деятельность и др.);
v уровня рентабельности.
Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции.
Прибыль – превышение доходов от продажи товаров, услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.
Только после реализации продукции, работы, услуги чистый доход принимает форму прибыли.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия является:
v систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получении прибыли;
v определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;
v выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
v оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
v разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
2.1.1. Оценка состава и структуру балансовой прибыли
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследования, во-первых, изменений каждого показателя за текущий анализируемый период, во-вторых, исследования структуры соответствующих показателей и их изменений.
В процессе данного анализа используются многие показатели, но поскольку анализ связан с прибылью, то соответственно и определения, используемые здесь и расчетные показатели непосредственно связаны с прибылью.
Балансовая прибыль – часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов.
Балансовая прибыль – включает в себя результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.
Для наглядности существует схема факторного анализа балансовой прибыли, которая изображена на рисунке 2.1., на котором изображены основные составляющие балансовой (валовой) прибыли.
Рис. 2.1. Схема балансовой прибыли.
На данном рисунке приведена подробная схема факторного анализа балансовой прибыли, в которую входят прибыль от реализации продукции и услуг, прочей реализации и внереализационные финансовые результаты, это основные виды прибылей, которые в свою очередь делятся на составляющие.
Для изучения балансовой прибыли необходимо проанализировать ее состав, структуру, динамику, но при этом необходимо учитывать, инфляционные процессы способные повлиять на прибыль.
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется таблица 2.1.
Таблица 2.1.
ЗАО «Воронежский комбинат строительных материалов»
№ п/п
Состав балансовой прибыли
Отчетный год
сумма, тыс.руб.
структура %
1
2
3
4
5
6
Балансовая прибыль
-0,119
100
1,378
Прибыль от реализации
6,934
-5826,89
9,419
683,53
Прибыль от прочей реализации
0,244
-205,04
0,071
5,15
Внереаализационные финансовые результаты
-
0,045
3,27
2.1.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг.
Основную часть прибыли на предприятии получают от реализации услуг и продукции. Данный анализ является составной частью анализа прибыли.
При данном анализе изучается динамика, выполнения плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения сумму прибыли.
Прибыль от реализации услуг (продукции) на зависит от следующих факторов:
v объема реализации услуг (продукции);
v ее структуры;
v себестоимости;
v уровня среднереализационных цен.
Причем все выше перечисленные показатели могут одинаково отрицательно или положительно влиять непосредственно на прибыль.
Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)
Таблица 2.2.
Анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)
сумма, т.руб
Выручка от реализации продукции
202,222
282,258
Полная себестоимость реализованной продукции
195,288
96,57
272,839
96,66
Прибыль от реализации продукции
3,43
3,34
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5