Рефераты. Экономические системы: классификация и структура

Это приводит прежде всего к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную—вблизи источников сырья и энергии, технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий.

В развитых странах происходит сужение собственно материального производства при одновременном стремительном росте «индустрии знаний».

Научно-техническая революция создает предпосылки для развития отношений свободной индивидуальности. Они знаменуют этап, отрицающий и отношения личной зависимости, и отношения вещной зависимости. Отношения личной зависимости существовали в условиях господства естественных производительных сил. Они характеризовали такой этап развития человечества, когда индивид мог развиваться лишь в рамках ограниченного, локального коллектива, от которого он зависел. Отношения личной независимости, основанной на вещной зависимости, знаменовали такой уровень развития, когда под влиянием общественного разделения труда происходит обособление производителей и они уже не нуждаются в той или иной форме естественно сложившейся или исторически развившейся коллективности, перерастают ее рамки. Однако вместе со становлением всемирных отношений и универсальных потребностей развивается всесторонний процесс овеществления производственных отношений, происходит отчуждение сущностных сил от работника, превращение их в чуждую, господствующую над ним силу.

Выбор цели, пути ее достижения, а также организация непосредственного трудового процесса в постиндустриальном обществе становятся не технологической, а гуманитарной задачей. Это обусловливает высокую степень самостоятельности каждого человека, придает труду подлинно свободное творческое содержание.

В начале 90-х годов прошлого века ученые-экономисты высказали мнение о том, что применять формационный подход в качестве универсального метода объяснения исторического процесса некорректно, что эта схема является лишь отголоском дарвиновской теории эволюционного прогрессивного развития форм жизни. Культура народа - совокупность традиций, норм поведения, взглядов, идей, эстетических, этических, политических мировоззрений и др. - это не приложение к базису, не его порождение, а самостоятельный результат деятельности общества, который оказывает сильное воздействие на базис, так как в истории именно изменения в сознании опережали изменения в производственных отношениях и служили базой для этих изменений. Совокупность всех форм жизнедеятельности общества в их единстве и неразрывности есть цивилизация. Поэтому предлагается заменить формационный подход цивилизационным, т.е. подходом с позиций общечеловеческих интересов и ценностей[6].

 

2.3. Цивилизациоиный подход

 

Цивилизационный подход чаще всего рассматривается, как альтернатива формационному.

Цивилизация, как, собственно, и формация, включает в себя и материально-производственную основу и весь комплекс экономических, политических, правовых, культурных, религиозных и прочих форм человеческого общения, характерных для исторически определенных этапов развития общества.

Принципиальное же значение имеет вот что: когда говорят о цивилизации, то всем этим формам придается равноправное значение, хотя в истории разных обществ роль тех или иных форм, например, религиозных, или политических, или экономических могла быть неодинаковой. Однако жесткой детерминации и зависимости здесь нет. Именно поэтому мы сталкиваемся с таким разнообразием в определении разных цивилизаций, через которые прошло человечество и в которых оно продолжает пребывать и сегодня.

Формация же предполагает довольно жесткую конструкцию: определяющую роль имеют производительные силы и производственные отношения, образующие способ производства, или материальный базис общества. Над ним возвышается надстройка из всего остального, перечисленного выше. Надстройка может стимулировать или тормозить развитие, но главным движущим мотором изменений является базис, способ производства. Причем в самом способе производства основной движущей силой являются классы, классовая борьба, которая и превращает внутренние противоречия в реальный источник преобразования общества. Отсюда пять формаций и все что с этим связано.

Цивилизационный может трактоваться как общечеловеческий в противовес классовому. Во внешнеполитической области это воспринимается как идея приоритета цивилизационного как глобального перед государственным и национальным.

Признание цивилизационного подхода не означает автоматического отрицания формационного. Их соподчинение зависит от того, как определяется цивилизация и, следовательно, само существо цивилизационного подхода.

 

 

 

 

Глава III. Современные типы и модели экономических систем

 

Современная классификация экономических систем предполагает четыре модели экономических систем:

Ø     Традиционная экономика;

Ø     Командно-административная экономика (плановая);

Ø     Рыночная экономика (чистый капитализм);

Ø     Смешанная экономика.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

 

3.1. Традиционная система

 

Самая примитивная из всех типов экономических систем. Существует в экономически слаборазвитых странах. Базируется на отсталых технологиях, доминировании ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование всевозможных форм хозяйствования  при данной экономической системе. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение в традиционной системе имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. Мелкотоварное производство в странах с традиционной системой представлено в виде многочисленных крестьянских и ремесленных хозяйств.

Так как национальное предпринимательство в таких странах развито слабо, огромную роль в их экономике играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, что, безусловно, сдерживает социально-экономический прогресс.

Особенностью традиционной системы является активная роль государства, которое направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения, перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода.

 

3.2. Рыночная экономика

 

Рыночная экономика или чистый капитализм характеризуется использованием системы рынков и цен для координации и управления экономической деятельностью и частной собственностью на ресурсы.

Личная свобода всех участников экономической деятельности выступает одной из главных предпосылок чистого капитализма. Поведение каждого участника мотивируется его личными интересами. Рыночная система представляется в качестве механизма, координирующего индивидуальные решения. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы пред­лагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно дейст­вующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса.

Одним из основных условий экономического прогресса стало юридическое равноправие наёмного работника и предпринимателя как участников рыночных отношений. Появилась свобода перемещения рабочей силы в пределах рынка труда, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответствен­ность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

Фундаментальные задачи экономического развития в данной системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебания цен служат индикатором общественных потребностей, ориентируясь на них, товаропроизводитель сам решает проблему производства и распределения пользующихся спросом товаров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.