Рис.2.3. Различные типы кривых долгосрочных средних издержек График типа (б) характерен для предприятий, требующих для выпуска продукции значительных производственных фондов, например, предприятия тяжелой промышленности, автомобилестроения и т.п. Для таких предприятий характерно длительное (пологое) снижение средних издержек при значительном росте масштаба производства. В таких отраслях конкурентными могут быть только довольно крупные предприятия, имеющие достаточный потенциал в наращивании объемов выпускаемой продукции. Небольшие предприятия на данном рынке не могут эффективно функционировать в силу относительно больших средних издержек на свою продукцию. График типа (в) описывает поведение долгосрочных средних издержек для предприятий в сфере торговли, сельском хозяйстве, хлебопечении, производстве обуви и т.п. Для таких предприятий характерно, что при малых объемах производства достигаются минимальные средние издержки. На таком рынке наиболее эффективно могут функционировать мелкие производители, в отличие от крупных, неспособных быстро и чутко улавливать изменения в конъюнктуре. К тому же мелкие предприятия не отягощены значительными фондами и большим управленческим аппаратом.
Средние общие издержки АТС (average total costs - переменная общая стоимость)
Рис.2.4. Динамика долгосрочных средних издержек:
I - экономия от роста масштаба производства; II - постоянная отдача от роста масштаба производства; III - рост издержек в зависимости от роста масштаба производства.
1. Если на каком-то временном интервале долгосрочные средние издержки снижаются с увеличением объёма выпуска продукции, то имеет место экономия, обусловленная ростом масштаба производства (или положительным эффектом масштаба). Например, увеличение количества применяемых ресурсов на 10 % вызвало рост объёма выпуска на 12 %. Данный период времени с объёмом выпуска OQ1соответствует варианту I функционирования расширяющейся фирмы (рис. 2.4). Существует ряд факторов, обусловливающих эффект экономии:
а) углубление специализации труда. Сосредоточение усилий работника на всё сужающемся поле деятельности неизбежно повышает производительность его труда. Сказанное относится не только к производственным рабочим, но и к управленческому персоналу;
б) неделимость производства. Всякая фирма для осуществления своей деятельности должна иметь некий минимальный объём некоторых ресурсов. Понятие неделимости здесь употреблено в том смысле; что нельзя использовать, скажем, половину этого объёма ресурсов при изменении объёма выпуска, а лишь целиком. По мере роста фирмы затраты на такие ресурсы не увеличиваются (или увеличиваются незначительно), поэтому величина их издержек на единицу продукции падает. Например, имеющийся у фирмы офис со своей "начинкой" может удовлетворять потребности фирмы на определённом этапе её роста без каких-либо количественных изменений;
в) применение новых технологий. Применение в производстве различных технических нововведений требует значительных финансовых и иных затрат. Как правило, малые фирмы часто просто не в состоянии понести такие затраты. К тому же эффективность применения новой техники наиболее полно проявляет себя в условиях большого объёма производства;
г) производство побочной продукции. Крупная фирма не в состоянии эффективно использовать неизбежные в производстве отходы. Их переработку осуществляют вспомогательные производства, что в конечном счёте тоже ведёт к снижению долгосрочных средних общих издержек.
2. Если на определённом временном интервале производства долгосрочные средние общие издержки при увеличении объёма выпуска растут, то имеет место ущерб от масштаба роста производства (или отрицательный эффект масштаба). Например, увеличение количества применяемых ресурсов на 10% вызвало рост объёма выпуска на 7%. Этот интервал с объёмом выпуска свыше OQ2соответствует варианту Ш функционирования расширяющейся фирмы (рис. 2.4). Причиной отрицательного эффекта масштаба могут быть, во-первых, технические факторы. Так, крупномасштабное производство требует соответствующей сырьевой базы, и возможные срывы поставок сырья, энергии, вспомогательных материалов очень чувствительно ударят по производственным издержкам. Пример из нашего недавнего прошлого - гигантские животноводческие комплексы, потребовавшие со временем доставки кормов на такие расстояния, что издержки на выход единицы продукции стремительно поползли вверх. Во-вторых, ущерб от роста масштаба производства может быть вызван организационными причинами. Рост административно-управленческого аппарата, растущая оторванность "верхних этажей" управления от непосредственного производства, потеря гибкости и оперативности в принятии управленческих решений - эти и другие факторы не могут не вызвать роста долгосрочных средних общих издержек.
3. Если же в течение определённого времени производства долгосрочные средние общие издержки никак не реагируют на изменение объёма выпуска, т.е. остаются неизменными, то фирма будет иметь постоянный эффект от изменения масштаба производства. Например, рост количества применяемых ресурсов на 10 % вызвал рост объёмов производства также на 10%. Данный временной интервал отвечает варианту II функционирования расширяющейся фирмы (рис. 2.4).
Итак, суть эффекта масштаба сводится к тому, что в одних случаях расширение объёма выпуска будет сопровождаться снижением долговременных средних общих издержек, в других - их увеличением. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на структуру той или иной отрасли. Чтобы понять это воздействие, вводится понятие минимального эффективного масштаба (MES), т.е. наименьшего объёма производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние общие издержки. На рис. 2.4 видно, что это возможно при объёме выпуска, равном OQ1.
Список литературы, используемой для составления контрольной работы:
1. «Основы экономической теории» (учебное пособие), под руководством
В. П. Герасименко.
ДГТУ, Ростов-на-Дону 1993.
2. «Экономика», под редакцией Булатова.
Москва 1997.
3. «Экономическая теория», 2-е издание под редакцией, М А. Сажиной, Г. Г. Чибрикова.
МГУ, Москва 2005.
4. «Большой экономический словарь», 5-е издание под. ред. А.Н. Азриляна.
Москва 2002.
Задача 4
вариант 4
Определить коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Сделать вывод о типе товаров.
Задано:
Цена на товар А
- базовая – 56
- текущая – 64
Объем спроса на товар В
- базовый – 125
- текущий – 100
Решение:
Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (товар А) к изменению цены какого-то другого продукта (товар В).
ЕВА =
Количество спрашиваемого продукта (В) упало со значения 125 к значению 100, т. е. на 25 ед., что составляет 20%.
Цена продукта (А) повысилась от значения 56 к значению 64, т. е. на 8 ед., что составляет около 14,3%
ЕВА = - 1,4
Эта концепция позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции В варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта А, то продукты В и А являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары В и А являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемости двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами.
В нашем случае коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, соответственно товары А и В являются взаимодополняемыми товарами.
Страницы: 1, 2, 3