Рефераты. Экономические предпосылки и тенденции развития сетевой экономики

·         поддержка внедрения информационных технологий во все сферы бизнес-деятельности;

·         совершенствование технологий управления, базирующихся на электронном документообороте.


 

Степень готовности стран к сетевой экономике

 

Большую известность получил индекс готовности к участию в сетевой экономике (Networked Readiness Index – NRI), предложенный Центром международного развития Гарвардского университета при поддержке Всемирного банка в рамках проекта INFODEF (www.infodef.com).

Индекс представляет собой оценку способности страны использовать возможности ИКТ (информационно-коммуникационные Технологии). Такой индекс, во-первых, информирует бизнес-лидеров и политиков об основных факторах, влияющих на развитие ИКТ, с целью учета в государственной политике этих факторов. Во-вторых, в долгосрочном плане такая информация способствует вовлечению в сетевую экономику большего числа людей, организаций и сообществ со всего мира. Индекс не только оценивает готовность той или иной страны к участию в информационном мире, но и показывает, что лежит в основе различий между странами.

В индексе NRI выделены два составных компонента – уровень использования сетевых технологий и способствующие факторы. Значение индекса NRI для каждой отдельной страны рассчитывается как среднее значений этих двух составляющих (см. рис. 1). Таким образом, индекс NRI отражает, во-первых, степень, в которой каждая страна участвует в сетевой экономике, и, во-вторых, потенциал страны для участия в сетевой экономике в будущем.

Согласно индексу NRI страны, имеющие наиболее высокое положение в рейтинге, – это страны с высокоразвитыми ИКТ и наибольшим потенциалом их использования. Безусловно, высокие значения одной составляющей индекса (способствующих факторов) воздействуют на значения другой составляющей (уровня использования сетевых технологий), например высокое значение компоненты «способствующие факторы» сигнализирует о потенциальной способности страны быстро развиваться на основе существующей ИКТ структуры. Кроме того, индекс NRI отражает основные тенденции, возможности и недостатки информационной политики страны и вносит вклад в понимание того, какова степень вовлеченности каждой страны в информационный мир.

 

 

Ниже, в таблице представлен индекс NRI по итогам 2001–2002 гг. и его составляющие: уровень использования ИКТ и четыре способствующих фактора.

Для индекса NRI используются два источника данных: первый – данные официальных организаций, таких как Всемирный Банк (WB), Международный союз телекоммуникаций (ITU), Freedom House, Альянс в области коммерческого ПО (Business Software Alliance); второй – ответы на анкеты, полученные от более чем 4500 бизнес; и правительственных деятелей, опрошенных в 75 странах. Экспертные мнения руководителей/администраторов (Global Executive Opinion Survey) собираются при подготовке глобального отчета о конкурентоспособности к Всемирному экономическому форуму в Давосе. Разносторонние источники данных помогают понять многие вопросы в области ИКТ, а также, что более важно, обращают внимание политиков на проблемы страны в данной области, например качество местных провайдеров и стоимость Интернет-услуг, рыночная конкуренция или эффективность государственной политики в области ИКТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Экономические предпосылки и тенденции развития сетевой экономики  


 Экономические предпосылки и тенденции развития сетевой экономики

 

В рейтинге NRI США занимают 1-е место, Исландия – 2-е, за ними следуют Финляндия и Швеция, а затем Норвегия и Нидерланды (они имеют почти равные значения индекса). Значения индекса в таблице представлены до сотых, но место в рейтинге определяется более точными значениями.

Удивительно, что Япония занимает лишь 21-е место и ненамного обгоняет Эстонию (23-е место), которая в свою очередь имеет более высокий рейтинг, нежели Франция, Италия и Испания, занимающие соответственно 24-е, 25-е и 26-е места. Тот факт, что из всех постсоветских республик только Эстония занимает высокое место в индексе, подтверждает, как много удалось добиться стране, повторяющей путь Финляндии, в преобразованиях за столь короткий период времени, а также подчеркивает, что страна находится на правильном пути для того, чтобы продолжать экономический рост. Россия занимает лишь 61-е место. Китай, несмотря на феноменальные экономические достижения, занимает пока лишь 64-е место. Приведем для сравнения профили Эстонии (23-е место) и России (61-е место)

 


 Экономические предпосылки и тенденции развития сетевой экономики

 

Ряд стран, таких как Турция, Боливия, Индия и Бангладеш, показывает лучшие результаты, чем можно было бы ожидать от них, принимая во внимание средний уровень экономического развития. Среди развитых стран мира, согласно значениям индекса, есть страны (особенно это заметно на примере Франции и Японии), которые, принимая во внимания уровень экономического развития и благосостояния, показали результаты хуже, чем можно было бы от них ожидать. В то время как место в индексе указывает относительную готовность к сетевой экономике каждой из 75 стран, важно иметь в виду, что это – агрегированная величина, отражающая основные тенденции, поэтому особое внимание следует обращать на составные индекса и место в них каждой страны. Правда, при этом не стоит переоценивать место, которое занимает та или иная страна в рейтинге, поскольку из-за сложностей, вызванных сбором данных, в индексе представлены лишь 75 стран. При подсчете индекса NRI есть проблемы, связанные с размерами стран. Прямое сравнение таких двух стран, как Исландия, занимающая в рейтинге второе место, и Индия, которая находится в нижней части таблицы (на 54 месте), может ввести в заблуждение, если рассматривать относительные размеры этих стран и различную степень влияния на мировой арене. В действительности население Исландии гораздо меньше количества людей, занятых в ИКТ отрасли Индии. Однако в Индии с населением более миллиарда человек отношение всех ИКТ работников к общей численности ничтожно мало, а степень распространения информационных технологий в стране и социально-экономическое развитие не позволили переместить ее на более высокое место в рейтинге.


Предпосылки развития электронного бизнеса

 

Электронный бизнес в первом приближении можно определить как осуществление заказов, оплаты и поставок товаров и услуг с использованием стандартных для Интернет технологий информационного обмена.
Существенной особенностью, присущей сети Интернет, является автоматический режим работы информационных серверов (сайтов). Этот факт создает предпосылку для осуществления электронного бизнеса в режиме круглосуточного функционирования (или по схеме «24 часа в сутки, 365 дней в году»).
Информационная инфраструктура Интернет экстерриториальна. Этот факт создает предпосылку для достаточно простого выхода на международный рынок товаров и услуг. С учетом того, что целый ряд товаров и услуг может быть доставлен с использованием той же информационной инфраструктуры (аудиозаписи, фото- и видеоматериалы, программное обеспечение, информацию и событиях и технологиях и т.д.), можно говорить о возникновении нового экстерриториального, свободного от традиционных налоговых и таможенных сборов, рынка товаров и услуг в киберпространстве.
Лавинообразный рост числа пользователей сети Интернет создает еще одну предпосылку для развития электронного бизнеса. Отметим, что платежеспособность пользователей Интернет в среднем более высокая, чем у среднестатистического потребителя товаров и услуг. Кроме того, для некоторых видов товаров и услуг (программное обеспечение и его поддержка, информационные технологии и т.п.) основную массу потребителей соответствующих товаров и услуг и составляют пользователи Интернет. По данным Nua Ltd. and others на ноябрь 2000 года в сети Интернет насчитывалось 407 миллионов пользователей, из которых 167 миллионов приходилось на США и Канаду, 113 миллионов - на Европу, то есть около 70% пользователей приходилось на страны с наиболее высокими экономическими показателями.
Для российской действительности можно констатировать высокую динамику роста числа пользователей Интернет. По данным Российского центра Интернет-технологий рубеж в 1 миллион пользователей Россия перешла в июле 1998 года. По данным, представленным на сайте www.monitoring.ru, в декабре 1999 г. число пользователей российского сектора Интернет оценивалось в 5,4 миллиона человек, оценка на апрель 2000 г. -- 6,6 миллионов, а к августу 2000 г. -- уже 9,2 миллиона пользователей. В то же время необходимо ясно осознавать, что по некоторым оценкам ситуации на середину 2001 г., лишь 2% населения России являются постоянными пользователями Интернета, хотя с учетом нерегулярных пользователей Сети эта цифра достигает 5%.
Большинство исследователей солидарны во мнении, что перспективы развития электронного бизнеса в России связаны в первую очередь с развитием схем B2B. Объем рынка подобных услуг, которые осуществляются между компаниями и предприятиями, в мире в среднем в 4 раза превышает показатели рынка электронной торговли по схеме B2C.. 


 

Этапы развития электронного бизнеса

 

 Экономические предпосылки и тенденции развития сетевой экономики

Рис 1. Классификация этапов развития электронного бизнеса по Gartner Group

Хорошо известна классификация электронного бизнеса, предложенная компанией Gartner Group (рис. 1). Она делит его на четыре фазы развития: присутствие, взаимодействие, передача данных (транзакции) и трансформация бизнеса. Начиная с 2000 года, активно развиваются третья и четвертая фазы. Есть менее известная, но более содержательная и тоже четырехуровневая классификация этапов развития электронного бизнеса, предложенная Дэйвом Фишером из компании i2 (рис. 2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.