Рефераты. Экономические основы бизнеса

В рамках этой концепции можно выделить несколько направлений:

1. бизнес рассматривается как атрибут рыночной экономики, существование его в предшествующий период истории отвергается;

2. бизнес признается атрибутом любого типа экономики;

3. бизнес рассматривается как форма любой деятельности любого одаренного сознанием человека;

4. бизнес рассматривается как разновидность деятельности людей, например, как предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, связанная с созданием собственного дела, своей фирмы, либо как деятельность исключительно в сфере производства и продажи, материальных благ, либо как только лишь спекулятивная деятельность.

Прагматическая концепция  не идеализирует ни настоящее, ни будущее. При последовательном же распространении этой концепции на действующую экономику становится понятным, что наиболее правы те теоретики бизнеса, которые, с одной стороны, не отождествляют бизнес с рыночной экономикой, с другой, рассматривают его как форму любой деятельности, любого одаренного сознанием человека.

Существование бизнеса в человеческом обществе обусловлено, прежде всего, ограниченностью материальных благ, необходимых для воспроизводства жизни человека, а также специфическими чертами, присущими человеку от природы. В обобщенном виде все концепции представлены в таблице 1.1.[7]


Таблица 1.1. Концепции бизнеса


 

   Позитивная

Критическая

Прагматическая

Цель бизнеса

Всеобщее благо

Корысть бизнесменов

Удовлетворение потребностей участников

Осуществляется в интересах

Всего общества

Бизнесменов

И бизнесменов, и общества

Явление

Непротиворечивое

Нежелательное в жизни общества

Противоречивое


Глава 2. Бизнес как экономические отношения.

 Родовые признаки бизнеса

Бизнес и экономика - достаточно близкие понятия. Субъекты экономики, иначе говоря, экономические субъекты выступают участниками различных сделок, становясь тем самым и субъектами деловых отношений. Между экономикой и бизнесом есть вместе с тем и различия.

Экономика - это общее понятие, охватывающее макро и микро уровни производства, обмена деятельностью и потребления продукции, отражающее законы и закономерности развития отношений между людьми.

Бизнес - это конкретная характеристика отношений, развивающихся между совершенно определенными субъектами, в том числе характеристика форм индивидуального и группового соперничества в определенных исторических условиях и на основе определенного законодательства.[8]

Для экономики безразличен характер вступающих в состязательные отношения субъектов, она фиксирует внимание лишь на самом наличии этих отношений. Для бизнеса же важно как раз наполнение этих отношений конкретными приемами борьбы. Экономика ограничивается указанием на необходимость конкуренции, в бизнесе учитывается, как агрессивно, пассивно или нейтрально ведут себя конкуренты, почему они делают именно так, и как исправить положение, если это необходимо.

Экономика лишь фиксирует наличие правовых норм, для бизнеса последние являются объектом самого пристального внимания.

Бизнес имеет свою стратегию и тактику.

Стратегическая цель бизнеса - максимизация выгоды (дохода, прибыли, наживы, упрочение и приумножение своей собственности, изменение своего положения в обществе) в процессе осуществления различных сделок. Тактическая цель - реализация этой стратегической установки в отношениях с каждым конкретным контрагентом по каждому конкретному поводу с использованием конкретных условий осуществления, сроков и предмета сделки. В условиях рыночной экономики они имеют вполне определенные видовые особенности, обусловленные товарно-денежными отношениями.

Иные особенности присущи бизнесу в тех формах экономики, где такие отношения отсутствуют в силу исторических обстоятельств, либо они имеют ограниченный характер распространения, либо, наконец, они существуют в извращенном виде, не соответствующем их внутренней природе. В первобытной экономике, в период, предшествовавший первым бартерным сделкам (товар в обмен на товар) деловое общение, связанное с обменом деятельностью, осуществлялось в рамках замкнутых экономических сообществ (родов, племен, стад). И именно «деловая» природа этих первобытных экономических контактов, деловой интерес участников первобытного производства и привел в конечном итоге к распаду этих сообществ и к дифференциации населения. Одни преуспели в своем бизнесе, и именно они стали захватывать ключевые экономические и иные позиции в становящейся рабовладельческой формации, другие терпели фиаско, постепенно попадая в рабскую или иную зависимость от своих контрагентов.

При всем многообразии бизнеса он имеет ключевые, родовые признаки, которые обязательно, так или иначе, проявляются при деловых отношениях.

Таблица 2.1. Различия между бизнесом и экономикой[9]

 

Экономика

Бизнес

Широта понятия

Более общее понятие, охватывает макро, микро и мега уровни производства, обмена деятельностью и потребления продукции

Более конкретная характеристика отношений, развивающихся между определенными субъектами

Характер отношений субъектов

Состязательность отношений необязательна

Отношения должны быть состязательными

Отношение к конкуренции

Ограничивается указанием на необходимость конкуренции

Важен характер поведения конкурентов: пассивный, агрессивный или нейтральный, причины такого поведения и их коррекция

Отношение к правовым нормам

Фиксация (констатация) наличия правовых норм

Правовые нормы определяют «коридор свободы» в поведении субъектов бизнеса


Родовые признаки бизнеса:

1. Обмен деятельностью между субъектами экономики.

2. Стремление каждого участника сделки навязать другим свои интересы, когда другие отказываются принимать условия сделки, и тем самым добиться относительно лучших условий существования по сравнению с другими субъектами.

3. Стремление участников сделки реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы других участников сделки.

4. Необходимость отстаивания интересов.

5. Инициативный характер деятельности участников сделки, выражающийся в способности принимать решения и идти на риск.

6. Способность, готовность участников сделки идти на персональный риск для успешного проведения сделки.

7. Способность, готовность и умение проводить различные приемы делового общения, с целью достижения наибольшей выгоды.

8. Способность предпринимать шаги в различных направлениях с целью обеспечения выгодной позиции для последующего проведения избранных приемов делового общения.

9. Способность дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок.

10. Способность определять приоритеты деятельности и подчинять им логику делового общения. [10]

Бизнес - это отношения между людьми в процессе их деятельности, при которой каждый стремится к достижению своих целей. Эти отношения носят противоречивый характер. Цели субъектов различны. Взаимодействие между людьми происходит в процессе обмена деятельностью или ее результатами. Он осуществляется в форме сделок. Взаимовыгодные сделки - идеальное состояние деловых отношений. В реальности же при сделке одна сторона имеет преимущество перед другой.

Субъекты бизнеса идут на риски, им не гарантированы положительные результаты сделки. Эффективность деятельности участников сделки зависит от владения приемами делового общения, умения грамотно отстаивать свою позицию. Как уже отмечалось раньше, бизнес имеет свою стратегию и тактику. Особенно важно правильно определить приоритеты в своей деятельности, подчинить им логику делового общения.

Бизнес - термин, которым обозначаются отношения только на микро уровне, то есть непосредственные отношения между субъектами.

Бизнес имеет и видовые признаки, которые отражают особенности различных типов экономики. Различные виды бизнеса будут рассмотрены в следующей теме.

Все названные родовые признаки бизнеса, его стратегия, тактика в полной мере проявляются в современной рыночной экономике. Однако было бы наивным думать, будто они могут проявляться только так. Тем не менее, в условиях рыночной экономики они имеют вполне определенные видовые особенности, диктуемые товарно-денежными отношениями. Иные из них присущи бизнесу в тех формах экономики, где такие отношения отсутствуют в силу исторических обстоятельств, либо они имеют ограниченный характер распространения, либо, наконец, они существуют в извращенном виде, не соответствующем их внутренней природе.[11]

Деловые интересы хозяйствующих субъектов. Каждый человек вступает в деловые отношения под воздействием экономических интересов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.