Рефераты. Экономическая система: понятие, структура, генезис

Можно сделать следующие выводы: усиление проникновения правитель­ства в экономическую систему последние пять лет носило характер ограни­чения прав собственности, рост государственных расходов по отношению к ВВП являлся в основном следствием проводимой политики на микроуровне, а не более энергичной социальной политики; в результате проводимой эко­номической политики возникла кризисная ситуация практически во всех сфе­рах экономики.

Современная экономическая система Беларуси характеризуется очень низкой долей частной собственности, даже по сравнению с бывшими респуб­ликами СССР, средней, даже для Западной Европы, долей государственных расходов к ВВП, слабой ориентацией го­сударственных расходов на социальные нужды.[5.c.24]

Какие же альтернативы дальнейшего развития может избрать Беларусь? Обнищание населения в последние годы, кризисное состояние бюджетной, денежно-кредитной и валютной сфер экономики свидетельствует о вступле­нии республики в очередной глубокий социально-экономический кризис. Проявляться новая тенденция будет скорее всего в уменьшении вмешатель­ства государства в экономику на микроуровне, также очень возможны неко­торое усиление государственного регулирования на макроуровне и переори­ентация бюджетных средств на социальные нужды.[5.c.25]

Группой ученых государственных деятелей и практиков, разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь, которая определяет стратегию и тактику экономической политики, проводимой в РБ сегодня и в ближайшей перспективе.

Осуществление мероприятий Программы позволит:

приступить к активной фазе структурной перестройки экономики —реформированию ее социальной, воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур, обеспечи­вающих достижение устойчивых темпов экономического роста, по­вышение эффективности функционирования экономики и более пол­ное удовлетворение потребностей населения в материальных и куль­турных благах и услугах. В результате улучшится отраслевая струк­тура ВВП: доля промышленности стабилизируется на уровне 26%, удельный вес сферы услуг увеличится с 40,5 в 2000 г. до 42% в 2005 г., доля сельского хозяйства уменьшится с 12,7 до 12%, а строитель­ства — с 5,7 до 5,5%.

В воспроизводственной структуре ВВП существенно увеличится доля валового накопления — с 22,8 до 27%, что обусловлено необ­ходимостью ускорения технического перевооружения и модерниза­ции экономики, реструктуризации прежде всего приоритетных отрас­лей и производств на основе внедрения современных технологий, машин и оборудования.

обеспечить переход на устойчивые темпы экономического роста. Благодаря мобилизации внутренних источников финансовых ресурсов инвестиции в основной капитал за 2001—2005 гг. возрастут в 1,6—1,7 раза. Вало­вой внутренний продукт увеличится на 35—40%, продукция промыш­ленности — на 28—32, сельского хозяйства — на 22—28, продукция сферы услуг — на 40—45%, в том числе платных услуг населению — на 60—65%. В расчете на душу населения валовой внутренний про­дукт увеличится с 7,7 тыс. долл. США в 2000 г. до 10,7—10,9 тыс. в 2005 г. (по паритету покупательной способности 1999 г.);

повысить уровень жизни народа. В прогнозируемый период предусматривается:

- улучшить демографическую ситуацию в стране (снизить смертность детей и лиц трудоспособного возраста, особенно муж­чин, увеличить среднюю продолжительность жизни населения);

- в области политики доходов населения и условий их обес­печения — увеличить реальные денежные доходы населения на 58—63%, реальную зарплату — на 80—85%, поднять удельный вес оплаты труда в ВВП с 34,2 до 45%. Производство потреби­тельских товаров возрастет на 42—47%, розничный товарообо­рот — на 50—55%;

- увеличить конечное потребление домашних хозяйств в расчете на душу населения на 41—43%, что позволит прибли­зиться к уровню потребления благ и услуг по рациональным нор­мам;

- значительно повысить уровень социальной защиты наи­более уязвимых слоев и групп населения. Среднемесячный раз­мер пенсии по возрасту к концу прогнозируемого периода соста­вит 48% средней заработной платы против 42,2% в 2000 г., мини­мальные гарантии (минимальная зарплата, минимальный размер пенсии по возрасту и другие социальные выплаты) будут прибли­жены к уровню бюджета прожиточного минимума, а тарифная ставка первого разряда составит 120% этого бюджета;

- создать необходимые условия для оздоровления населе­ния, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культу­ры, спорта и туризма, повышения уровня их финансового обеспе­чения в структуре ВВП и расходной части бюджета. В результате повысится индекс человеческого развития.

Наряду с этими важнейшими социально-экономическими резуль­татами положительные сдвиги произойдут в сферах производства и экологии. Предусматривается повысить уровень развития производ­ственного и научно-технического потенциала, направить его на ре­шение первоочередных проблем развития страны, что повысит кон­курентоспособность белорусских предприятий и сможет гарантиро­вать участие республики в разработках и использовании научно-тех­нических нововведений, отвечающих требованиям НТП.

Опережающие темпы роста экспорта по сравнению с ростом про­изводства ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства должны обеспечить потребности страны в валюте для увеличения закупок инвестиционных ресурсов.

Улучшится состояние окружающей среды. При росте объемов про­изводства продукции промышленности на 28—32% и сельского хо­зяйства на 22—28% прирост выбросов вредных веществ в атмосфе­ру от стационарных и передвижных транспортных средств составит 6—9%, использование свежей воды увеличится на 7—8%, сброс сточ­ных вод в поверхностные водоемы возрастет лишь на 9—10%, что связано с внедрением прогрессивных технологий, увеличением доли природного газа в топливном балансе страны, реализацией атмосфе­ре- и водоохранных мероприятий.

Осуществление намеченных мероприятий региональной политики будет способствовать выравниванию уровней и повышению комплек­сности социально-экономического развития областей, районов и го­родов.[21c.159-161]

 

Вывод.

 

1. Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществля­ющуюся в формах определенных производственных и социальных отноше­ний и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической системы, можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистические рыночные; коммунистические административно-командные; смешанные.

“Идеальной” экономической системой является рыночная. Однако такая система в чистом виде никогда не существовала. Тем не менее можно говорить о том, что в течении нескольких десятилетий второй половины 20в. экономика многих стран была приближена такой системы.

2. На основе рассмотренных подходов можно сделать вывод, что формационный подход основное внимание в экономической системе уделяет формам собственности на средства производства и присвоению результатов производства.

Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в истори­ческом развитии общества и выделить пять способов материального производ­ства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталисти­ческий и коммунистический) на основе утверждения о том, что решающая роль в общественном производстве принадлежит непосредственному процессу производства или способу производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.