|
|
Общий рынок |
Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей. |
Экономический союз |
Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах. |
Валютный союз |
Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: 1. согласованное (совместное) плавание национальных валют; 2. установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; 3. создание единой региональной валюты; 4. формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. |
Полная экономическая интеграция |
Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы. Условия: · общая налоговая система; · наличие единых стандартов; · единое трудовое законодательство; и т.д. |
Эта система разработана ВТО и ГАТТ.
Преимущества:
1. Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия.
2. Возрастает конкуренция между странами.
3. Обеспечение лучших условий торговли.
4. Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
5. Распространение передовой технологии.
Отрицательные последствия:
1. Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.
2. Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
3. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.
Проблемы экономической интеграции и их решение, на современном этапе.
Международное сообщество в любой сфере сотрудничества на основе двусторонних или многосторонних соглашений представляет собой систему отношений (политических, экономических, военных и др.), обусловленную принципами единства интересов отдельного субъекта международных отношений и самой системы. К подобному международному сообществу, как к системе середины 60-х годов, начали медленно продвигаться две группы стран Европы, принадлежавших к различным политическим системам: страны — члены СЭВ и ЕЭС. Первоначально эти две системы региональных международных объединений формировались, прежде всего, на основе «набора» элементов совместимости в области экономики и идеологии, наиболее общих интересов развития и защитных барьеров.
В процессе исторического противоборства двух идеологических лагерей наибольшего «успеха» достигло западноевропейское сообщество, в то время как социалистический лагерь ушел с исторической арены. Однако вряд ли международное сообщество выиграло с его утратой.
Достигнутые за последнее время определенные положительные политические, экономические и, как следствие, — социальные результаты в странах — членах Европейского Союза дают основание и часто повод к выводу об уникальности и универсальности тех механизмов и принципов, на основе которых создано западноевропейское сообщество. Нередко складывается иллюзорное представление о магической силе этого западноевропейского союза и его возможностях для каждого, вступившего в это объединение в надежде обеспечения высоких социальных стандартов и стабильных гарантий процветания для своей страны. В то время как в странах Европейского Союза в 1992—1996 гг. валовой внутренний продукт рос на 1—2% в год, в странах СНГ — уменьшался в среднем на 10% в год.
Анализ показывает, что по уровню валового внутреннего продукта и валового национального продукта на душу населения Россия сопоставима с Уругваем, где соответствующие показатели составили 6070 и 3470 долл., Панамой — 5600 и 2470 долл., Бразилией — 5240 и 2810 долл. соответственно, а в России 6140 и 2820 долл. Другие страны бывшего СССР находятся далеко позади от показателей уровня ВВП и ВНП на душу населения в России, хотя, в настоящее время экономика Казахстана заметно выросла по сравнению с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Общество этих стран сегодня оказалось за критической чертой национальной безопасности, которую в геополитическом плане можно охарактеризовать как «закритическую».
Так, например, по объему внутреннего валового продукта как основному показателю экономического развития, Россия в 10 раз уступает США, в 5 раз — Китаю, вдвое — Германии и Индии.[1]
На пути интеграции развивающихся стран всего мира можно выделить четыре основных препятствия:
1. Интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции; отсюда следует, что необходимы структурные изменения;
2. Не развита инфраструктура;
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.