6Сенчагов В.О сущности и основах стратегии экономической безопасности России.Вопросы экономики,1995,№1,с.98
Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.
Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению.
Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.
Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.
Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:
· экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
· характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
· характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
· качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д).7
Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
· предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;
7.Е.Бухвальд,Н.Гловацкая,С.Лазуренко Макроаспекты экономической безопасности: факторы ,критерии и показатели. Вопросы экономики,1994,№12,с.27-288
· предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;
· предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.8
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.
Из этого можно сделать два вывода:
Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.
Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.9
8.Е.Бухвальд,Н.Гловацкая,С.Лазуренко. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели. Вопросы экономики,1994, №12, с.31.
9.А.Архипов, А.Городецкий, Б.Михайлов Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. Вопросы экономики,1994, №12,с.39
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности.
Глубочайший кризис, охвативший российское общество, существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности. Утрата общенациональных ориентиров и идеалов, интуитивный переход к стратегии самовыживания, наблюдаемых на всех уровнях народного хозяйства (региональные структуры, предприятия, семьи), забота о сиюминутных интересах отодвигают на второй план решение общегосударственных задач, подрывают основы будущего возрождения России и ее экономики.
Истоки современных экономических потрясений можно смело отнести к 1982-1984 гг. Именно тогда произошли мирохозяйственные изменения, весьма неблагоприятно отразившиеся на положении СССР. Среди них - появление новых технологий и новых изделий на рынке потребительских товаров, к примеру, компьютеров, видеомагнитофонов и т. п., в производстве которых Советский Союз безнадежно отстал и был вынужден импортировать. Если принять во внимание также падение мировых цен на энергоносители и расходы на афганскую войну, станет вполне понятной общеэкономическая ситуация в стране, сложившаяся к 1987 году. Общие её характеристики: дефицит бюджета в размере 10-15 млрд. долл. в год; судорожные попытки удержать внутреннее конечное потребление хотя бы на уровне середины 70-х годов; появление лозунгов о конверсии военной промышленности; административная чехарда в сфере управления с бесконечными реорганизациями министерств; определившаяся тенденция роста внешней задолженности; первые признаки общей экономической дестабилизации и инфляции. Положение усугубили форс-мажорные обстоятельства (в их числе - чернобыльская катастрофа), а ряд крайне неудачных шагов в экономике, в первую очередь антиалкогольная кампания конца 80-х, стоившая союзной казне 30-35 млрд. руб 10. Все это в совокупности привело уже не к постепенному (как в 1986-1988 гг.), а стремительному нарастанию кризисных и инфляционных явлений в экономике СССР в 1989-1990 гг. Политическая борьба 1990-1991 годов, которая в экономической плоскости велась под лозунгом “Предприятия СССР - в российскую юрисдикцию!”, обернулась во втором полугодии 1991 года тотальной потерей управляемости в экономике, а также стихийным массовым образованием бирж, союзов и ассоциаций. Внешние признаки кризиса в экономике воочию 10 Величенков А. Три года “на качелях”, что дальше? РЭЖ, 1995,№4,с.3 [ предстали в виде пустых прилавков (подавленная инфляция) и резкого роста курса доллара (инфляция явная).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13