Рефераты. Эффект Пигу в кейнсианской теории. Взаимодействие с различными функциями потребления. Ограничения эф...

 


Рисунок 5

 

То, что это действительно так, можно продемонстрировать с помощью аппарата кривых IS-LM. Крутое положение кривой IS и форма кривой LM на рисунке 5 говорят о наличии “ликвидной ловушки”. Пусть IS1 и LM1 пересекаются в точке, соответствующей уровню дохода  Эффект Пигу в кейнсианской теории. Взаимодействие с различными функциями потребления. Ограничения эф... при неполной занятости. Падение цен приведет к тому, что под воздействием эффекта Пигу кривая IS1 будет передвигаться вправо до положения IS2, соответствующему доходу при полной занятости. Сдвиг кривой IS обусловлен учетом эффекта Пигу в ее уравнении (полученного из условия товарного рынка ):

 Эффект Пигу в кейнсианской теории. Взаимодействие с различными функциями потребления. Ограничения эф...

 

Приведем упрощенный пример того, что эффект богатства Пигу, будучи включенным в кейнсианскую функцию потребления, ведет экономику к полной занятости при условии гибкости цен и заработной платы и сохраняет прежнее значение процентной ставки.

Рассмотрим двухсекторную экономику, без государства и внешнего мира. Опишем сначала ситуацию с потребительской функцией без учета эффекта Пигу. Экзогенные данные таковы:

 

Предложение денег

M = 150

Уровень цен

P = 1

Номинальная зарплата

W = 1

Ф-ция потребления

C = 150+0,5Y

Инвестиции

I = 200-25r

Спрос на реальные денежные остатки

M/P = 0,5Y-25r

Производственная функция

Y = 40N1/2

 

Для определения спроса на труд приравняем предельный продукт труда к реальной заработной плате:

. Предполагая, что предложение труда абсолютно эластично, получиаем уровень полной занятости NF=400 и соответствующий выпуск YF=40*20=800. Реальные же показатели N и Y могут быть получены из модели IS-LM. Из условия равенства потребления инвестициям (150+0,5Y=200-25r) находим уравнение прямой IS1: Y=700-50r, уравнение LM1 находим из соотношения 150/1=0,5Y-25r и получаем Y=300+50r. Отсюда Y=500, N=156, r=4%. То есть равновесный уровень выпуска примерно на 40% ниже максимального, и безработица имеет большие масштабы.

Теперь учтем в потребительской функции эффект Пигу - введем реальное богатство в виде реальных денежных остатков: C = M/P+0,5Y = 150+0,5Y. Теперь предположим, что одновременно все цены и заработная плата упали в два раза: P = W = 0,5. Реальная заработная плата и максимальный выпуск не изменятся, однако возрастет потребление: С=300+0,5Y, и прямые IS и LM сдвинутся вправо: IS2 примет вид Y=1000-50r, LM2 - Y=600+50r, из чего следует, что N=NF=400, Y=YF=800, r=4%. То есть установилось равновесие при полной занятости и прежней ставке процента.

Из проведенного анализа Пигу сделал вывод, что единственной причиной сохранения равновесия при безработице может быть только наличие негибких цен и заработной платы. Однако ниже будут рассмотрены факторы, ограничивающие значение этого вывода.


3. Возможность включения эффекта Пигу в различные функции потребления.

 

Для анализа вопроса о возможности включения эффекта Пигу в функции потребления автор выбрал четыре функции:

a)    Фишера

b)   Модильяни

c)    Фридмана

d)   Холла

 

Ирвинг Фишер (Irving Fisher) разработал модель межвременного выбора. Простейший случай - это модель с двумя периодами (молодость и старость). В первом периоде потребитель имеет доход Y1 и уровень потребления C1, во второй - доход Y2 и потребление C2. Понятно, что богатство индивида - это сбережения первого периода S1=Y1-C1. Для перехода к реальным показателям необходимо сбережения S1 разделить на уровень цен p:  Эффект Пигу в кейнсианской теории. Взаимодействие с различными функциями потребления. Ограничения эф.... В данной модели эффект Пигу действует напрямую - падение цен в n раз однозначно увеличивает потребление на (n-1)(1+r)S1, так как условием модели является то, что за два периода должен потребиться весь доход. Иллюстрация включения эффекта Пигу в функцию потребления Фишера аналогична рисунку 3.

Для многопериодной функции потребление последнего периода будет выглядеть следующим образом: , где ai - доля сбережений i-того периода, оставшихся на потребление в последнем периоде.

Более сложной и интересной модель стала бы при включении возможности займа денег и дачи в долг. Однако, как будет показано в следующей главе, займы не должны будут отражаться как чистые активы дебитора, поэтому эффект Пигу не будет играть какой-либо роли для потребителя. Вследствие этого, возможность включения эффекта в модель Фишера с займами не рассматривается.

 

Франко Модильяни (Franco Modigliani), удостоенный Нобелевской премии по экономике, и его коллеги в 50-е годы посвятили себя серии работ о модели жизненного цикла. Модильяни обратил внимание на то, что уровень дохода колеблется на протяжении жизни человека и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок. Такое толкование поведения потребителей и заложило основу гипотезы жизненного цикла. Предлагаемая автором модификация проста:  Эффект Пигу в кейнсианской теории. Взаимодействие с различными функциями потребления. Ограничения эф.... Учет реального богатства в потребительской функции Модильяни хоть несколько и усложняет модель Модильяни, но позволяет рассматривать прямое воздействие цен на потребление.

 

Теория потребления с постоянным доходом была разработана Нобелевским лауреатом Милтоном Фридманом (Milton Friedman) в 50-х годах. Его теория основывалась на положении, что потребление в каждом году должно зависеть от среднего уровня дохода, ожидаемого в этом году и в следующих годах. Для включения эффекта Пигу в функцию Фридмана надо также предположить, что потребление будет зависеть и от реального чистого богатства:  Эффект Пигу в кейнсианской теории. Взаимодействие с различными функциями потребления. Ограничения эф..., где b - склонность к потреблению среднего реального богатства. Аддитивное включение реального богатства позволяет расширить анализ модели и включить в него механизмы ожидания цен. Действительно, в первоначальном виде трудно было как-то учесть, например, инфляционные ожидания индивида (только неявно при помощи коэффициентов a). С помощью же коэффициента b можно легко судить о них. Например, увеличение b при неизменном уровне цен может говорить о том, что индивид ожидает инфляцию и старается потратить больше сейчас. Эффект Пигу выражается в увеличении b при падении цен.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.