|
Для определения спроса на труд приравняем предельный продукт труда к реальной заработной плате:
. Предполагая, что предложение труда абсолютно
эластично, получиаем уровень полной занятости NF=400 и
соответствующий выпуск YF=40*20=800.
Реальные же показатели N и Y могут
быть получены из модели IS-LM. Из условия равенства потребления инвестициям (150+0,5Y=200-25r) находим уравнение прямой IS1: Y=700-50r, уравнение LM1
находим из соотношения 150/1=0,5Y-25r и получаем Y=300+50r. Отсюда
Y=500, N=156, r=4%. То есть равновесный уровень выпуска примерно на 40%
ниже максимального, и безработица имеет большие масштабы.
Теперь учтем в потребительской функции эффект Пигу - введем реальное богатство в виде реальных денежных остатков: C = M/P+0,5Y = 150+0,5Y. Теперь предположим, что одновременно все цены и заработная плата упали в два раза: P = W = 0,5. Реальная заработная плата и максимальный выпуск не изменятся, однако возрастет потребление: С=300+0,5Y, и прямые IS и LM сдвинутся вправо: IS2 примет вид Y=1000-50r, LM2 - Y=600+50r, из чего следует, что N=NF=400, Y=YF=800, r=4%. То есть установилось равновесие при полной занятости и прежней ставке процента.
Из проведенного анализа Пигу сделал вывод, что единственной причиной сохранения равновесия при безработице может быть только наличие негибких цен и заработной платы. Однако ниже будут рассмотрены факторы, ограничивающие значение этого вывода.
3. Возможность включения эффекта Пигу в различные функции потребления.
Для анализа вопроса о возможности включения эффекта Пигу в функции потребления автор выбрал четыре функции:
a)
Фишера
b)
Модильяни
c)
Фридмана
d)
Холла
Ирвинг Фишер (Irving Fisher) разработал модель межвременного выбора.
Простейший случай - это модель с двумя периодами (молодость и старость). В
первом периоде потребитель имеет доход Y1
и уровень потребления C1, во второй - доход Y2 и потребление C2. Понятно,
что богатство индивида - это сбережения первого периода S1=Y1-C1. Для
перехода к реальным показателям необходимо сбережения S1 разделить
на уровень цен p: . В данной модели эффект Пигу действует напрямую -
падение цен в n раз
однозначно увеличивает потребление на (n-1)(1+r)S1,
так как условием модели является то, что за два периода должен
потребиться весь доход. Иллюстрация включения эффекта Пигу в функцию
потребления Фишера аналогична рисунку 3.
Для многопериодной функции потребление последнего периода будет
выглядеть следующим образом: , где ai - доля
сбережений i-того периода, оставшихся на потребление в последнем
периоде.
Более сложной и интересной модель стала бы при включении возможности займа денег и дачи в долг. Однако, как будет показано в следующей главе, займы не должны будут отражаться как чистые активы дебитора, поэтому эффект Пигу не будет играть какой-либо роли для потребителя. Вследствие этого, возможность включения эффекта в модель Фишера с займами не рассматривается.
Франко Модильяни (Franco
Modigliani), удостоенный
Нобелевской премии по экономике, и его коллеги в 50-е годы посвятили себя серии
работ о модели жизненного цикла. Модильяни обратил внимание на то, что уровень
дохода колеблется на протяжении жизни человека и что сбережения позволяют
потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на
периоды, когда он низок. Такое толкование поведения потребителей и заложило
основу гипотезы жизненного цикла. Предлагаемая автором модификация проста: .
Учет реального богатства в потребительской функции Модильяни хоть несколько и
усложняет модель Модильяни, но позволяет рассматривать прямое воздействие цен
на потребление.
Теория потребления с постоянным доходом была разработана Нобелевским
лауреатом Милтоном Фридманом (Milton
Friedman) в 50-х годах. Его
теория основывалась на положении, что потребление в каждом году должно зависеть
от среднего уровня дохода, ожидаемого в этом году и в следующих годах. Для
включения эффекта Пигу в функцию Фридмана надо также предположить, что
потребление будет зависеть и от реального чистого богатства: ,
где b - склонность
к потреблению среднего реального богатства. Аддитивное включение реального
богатства позволяет расширить анализ модели и включить в него механизмы
ожидания цен. Действительно, в первоначальном виде трудно было как-то учесть,
например, инфляционные ожидания индивида (только неявно при помощи
коэффициентов a). С помощью же коэффициента b можно легко судить о них. Например, увеличение b при неизменном уровне
цен может говорить о том, что индивид ожидает инфляцию и старается потратить
больше сейчас. Эффект Пигу выражается в увеличении b при падении цен.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.