Рефераты. Дж. М. Кейнс и его концепция экономического развития. Методологические позиции Кейнса в сравнении с ...

 Классический институционализм, возникший в Америке в конце XIX в., окончательно оформляется как самостоятельное течение в 20—30-е гг. Его основоположником считают Торстейна Веблена (1857— 1929). Представители этого течения (Дж. Р. Коммонс, У. К. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль и др.) широко используют в своем анализе понятие "институты" (от лат. institutum — установление, учреждение), под которыми понимают корпорации, профсоюзы, государство, а также психологические, этические, правовые, технические и другие социальные явления.

 До развертывания НТР это течение не пользовалось на Западе заметным влиянием; взрыв его популярности в 70—80-е гг. был связан с концепциями "постиндустриального", "информационного", "сервисного" общества, теориями конвергенции различных социально-экономических систем.

 Дж. М. Кейнс и его концепция экономического развития. Методологические позиции Кейнса в сравнении с ... Институциональный анализ более объективно оценивает объективную реальность. Он исходит из того, что современное общество — отнюдь не венец совершенства: люди, как правило, нерациональны, а экономика далека от состояния равновесия. Неоклассическая концепция, с их точки зрения, явно идеализирует действительность, выполняя скорее апологетическую, чем познавательную функцию. Реальная действительность гораздо сложнее и уже давно не укладывается в маржинальные предпосылки анализа. Объектом исследования должен быть не "экономический человек", а всесторонне развитая личность. Понять ее и правильно оценить тенденции развития общества можно лишь на путях междисциплинарного анализа, который кроме экономики должен включать социальную психологию, социологию, право, политологию и другие гуманитарные науки.

 На базе институционализма в конце 60-х гг. возникла "радикальная политэкономия", представители которой (Г. Шерман, Т. Вайскопф, Э. Хант и др.) в своей критике капитализма используют ряд теоретических положений К. Маркса.

 На вызов традиционного институционализма представители неоклассического Экономикса (основного течения современной экономической науки) ответили развитием неоинституциональных исследований. Неоинституционализм (Р. Коуз, А. Алчиян, О. Уильям-сон, X. Демсец, Д. Норт и др.) опирается на традиции австрийской школы применительно к анализу социальных институтов. При этом сами институты рассматриваются с позиции методологического индивидуализма. К этому направлению относятся теория прав собственности, теория общественного выбора и др.

Палитру современных подходов хорошо отражает классификация, предложенная Б. Кларком (см. рис. 1—1). Она позволяет не только отразить многообразие современных подходов, но и отметить точки их соприкосновения и взаимного перехода: от консервативного направления — через классический и современный либерализм — к радикальным течениям.

 Сильно упрощая все богатство идей современных школ, их можно поместить в двухмерной системе координат (см. рис. 1—2). Несмотря на ограниченность такого подхода, он выделяет главное, намечая возможные точки соприкосновения различных, нередко противоположных концепций.

 Такая классификация чрезвычайно полезна, так как помогает понять причины вероятных объединений и временных компромиссов между приверженцами различных течений как в процессе борьбы за власть, так и при формировании новой парадигмы.

Подведем итоги. В ходе развития экономической теории ее предмет определялся по-разному. Меркантилисты считали ее предметом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве. Представители исторической школы определяли как учение о повседневной деятельности людей. Марксисты, исследуя общественное производство, диалектику производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические закономерности этого развития. Маржиналисты и неоклассики связали эту деятельность с использованием редких (ограниченных) ресурсов в условиях рыночного хозяйства. Кейнсианцы добавили к этому необходимость изучения и формирования экономической политики государства; институционалисты обратили внимание на социальные аспекты этой политики. Тем самым экономическая теория позволяет выявить исторические особенности систем, понять закономерности развития мировой цивилизации.

 

 

 

 

 

 

Дж.М.Кейнс и его концепция экономического развитития

1. Условия появления кейнсианской теории.

2. Ключевые положения теории Дж.М.Кейнса.

2.1.Методологические позиции.

2.2.Основные положения "Общей теории занятости, процента и денег".

          а)Теория макроэкономического равновесия;

          б)Совокупное предложение в модели Кейнса.

3. Практическая программа Дж.М.Кейнса.

4. Методологические позиции Кейнса в сравнении с Маршаллом.

Заключение.

 

Кейнсианская школа является одной из наиболее  известных  и  признанных

школ  экономической  теории,   предложившая   свои   рецепты   регулирования

экономики. Автором этой концепции является выдающийся  английский  экономист

Джон Мейнард Кейнс, изложивший свои идеи в не менее известном  труде  "Общая

теория занятости, процента и денег".  Это  событие  в  истории  формирования

экономической науки может по праву называться революцией, переворотом.

      Идеи,  выдвинутые  в  ходе  "кейнсианской  революции",   действительно

вызвали  переворот  в  классических  воззрениях   на   рыночную   экономику.

Доказывались    невозможность    самоисцеления     экономического     спада,

необходимость  государственного  вмешательства  как   средства,   способного

уравновесить совокупный спрос и совокупное  предложение,  вывести  экономику

из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

     Советы и рекомендации английского экономиста Кейнса уже  нашли  широкое

применение на практике, в  экономических  программах,  акциях  экономической

политики. Кейнсианские рецепты применялись в основном в  Англии  и  США,  но

были и другие страны Запада, воспользовавшиеся ими. Выводы и положения  этой

экономической школы в известной мере полезны и для нашей страны.

     Целью данной работы является изучение и анализ  кейнсианской  концепции

экономического развития. Для этого будут последовательно  рассмотрены  такие

этапы  формирования  этой  экономической  школы,   как   условия   появления

кейнсианской  теории;  ключевые  положения  теории  Дж.М.Кейнса,  в  которые

входят  методологические   позиции,   основные   положения   "Общей   теории

занятости,  процента  и  денег",  и  практическая   программа   Дж.М.Кейнса.

Рассмотрение данных этапов является задачей этой работы.

 

1. Условия появления кейнсианской теории.

     В наше время цикличность экономики  никого  не  удивляет:  каждый,  кто

хотя бы немного знаком с основами этой науки,  знает,  что  периоды  подъема

сменяются каждый раз спадом и обострением всех  социальных  и  экономических

проблем.  Но  мировой  экономический  кризис  1929-1933  гг.   обрушился   с

колоссальной силой как на развитые,  так  и  на  неразвитые  в  промышленном

отношении  страны  и  обнаружил  неспособность  главенствующей  в  то  время

неоклассической  теории  предложить  способы  вывода  экономики   из   этого

глубокого кризиса.

     Поэтому совершенно  очевидно,  что,  поскольку  "сила"  неоклассической

теории  концаХ1Х  -  начала  ХХ  в.  распространялась  главным  образом   на

микроэкономический анализ, в условиях нетипичного, можно  сказать,  кризиса,

сопровождавшегося  всеобщей  безработицей,  стал  необходим  еще  и  иной  -

макроэкономический анализ,  к  которому,  в  частности,  обратился  один  из

величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Дж.М.Кейнс.

      В  1936  г.  Дж.М.Кейнс  публикует  книгу,   принесшую   ему   мировую

известность, под названием "Общая теория занятости,  процента  и  денег".  В

этой  работе  он  показал,  что  в   рыночной   экономике   нет   механизма,

автоматически  приводящего  к  полной  занятости.  экономика   может   долго

оставаться в состоянии депрессии и бедности.  Государство  должно  увеличить

расходы,  чтобы  увеличить  производство  и  занятость,  проводить  активную

инвестиционную политику.

      Кейнс  полагал,  что  в  книге  1936г.   он   изложил   именно   общую

экономическую теорию (по сравнению с частной теорией неоклассиков), так  как

ему удалось значительно расширить понимание  предмета  экономической  науки,

включив в него депрессивную экономику.  Шаг  вперед  заключался  и  в  новом

формулировании условий экономического равновесия.

      Дж.М.Кейнс  стал  основоположником  целого  направления  экономической

теории - кейнсианства, называемого также теорией спроса.  Именно  на  основе

альтернативного кейнсианского подхода удавалось логично объяснить  возникшую

тогда кризисную ситуацию. При этом подходе высказывались сомнения по  поводу

способности  конкурентного  механизма  автоматически  приводить  систему   к

равновесному состоянию, соответствующему полной занятости.

      Итак, именно Кейнс вывел западную экономическую  теорию  из  состояния

глубокого кризиса, именно он сумел представить наиболее  убедительный  ответ

на  вопрос,  почему  существует  катастрофическое  перепроизводство  и   что

следует предпринять, чтобы не допустить его в дальнейшем.  Кейнс  во  многом

способствовал  восстановлению   престижа   западной   экономической   науки,

подорванного драматическими событиями "великой депрессии" 1930-х гг., а  его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.