Российский государственный торгово-
экономический университет.
Челябинский институт (филиал).
По курсу «Бюджетная система Российской Федерации».
Тема: Доходы бюджетной системы Российской Федерации.
Работу выполнил студент 3 курса:
группы № ФШ-02 Степанов Д.Ю.
«Финансы и кредит»
зачётная книжка № ФШ 02-21
Работу проверил: Тишина В.Н.
Озёрск 2005г.
План.
1. В чем экономическая сущность доходов бюджетов и как они классифицируются согласно Бюджетному кодексу РФ? стр.1
1.1. Сущность и функции налогов стр.1
1.2. Налоговая система и классификация налогов стр.2
2. Налоговые и неналоговые доходы бюджетов стр.5
3. Какие изменения произошли в структуре налоговых доходов стр.7
5. Формы финансовой поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стр.15
Список литературы стр.18
1. В чем экономическая сущность доходов бюджетов и как они классифицируются согласно Бюджетному кодексу РФ?
1.1. Сущность и функции налогов.
Налоги возникли с появлением государства как один из этапов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либеральную форму, либо форму трудовых повинностей. Доходами в виде дани, контрибуции (т. е. неналоговыми милостынями) государство покрывало налогами свои расходы. Но с течением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных развитием товарно-денежных отношений налоги приняли преимущественно денежную форму.
Таким образом, налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономически основано прежде всего на рыночных отношениях, обеспечивать те интересы общества, решение которых регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:
· необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правовой безопасности, социальные расходы и т.п.);
· необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;
· долгосрочные капиталовложения и переложение рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса).
Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Таким образом, к признакам налогов относят:
· легитимность (налоги взимаются только с законных операций);
· индивидуальную безвозмездность для налогоплательщика;
· принудительность.
Элемент налога — понятие, используемое при изучении конкретных налогов. Различают следующие элементы налога, без которых налог не может считаться установленным.
Налогоплательщик — организация или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.
Объект налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которой у налогоплательщика законодательно связано возникновение обязательств по уплате налога.
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Порядок исчисления налога.
Порядок и сроки уплаты налога.
Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Фискальная функция — основная функция налогов. Она предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют доходную часть бюджетов разных уровней. Регулирующая функция заключается в воздействии налогов на многие стороны общественно-экономических отношений. На и способны оказывать влияние на платежеспособный спрос, предложение, инвестиции, ресурсосбережение. Налоги в состоянии создавать или разрушать экономические условия для деловой активности, охраны окружающей среды и т. д. Развитые рыночные государства сознательно используют регулирующую функцию налогов в качестве одного из элементов экономической политики.
Поскольку налоги являются основным источником формирования бюджетных доходов, проблемы налогообложения всегда были в центре внимания государственных органов и работающих по их заданию экономистов — ученых и практиков.
1.2. Налоговая система и классификация налогов.
Прямые и косвенные налоги. Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру строения налоговых ставок, по использованию и т. д. Исходя из объектов обложения различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, например, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организации и налог на имущество.
Исторически прямое налогообложение возникло как на лее ранняя форма изъятия в доход государства части дохода налогоплательщиков. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика.
Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода или по декларации.
Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины.
Универсальным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, им облагаются все товары, работы и услуги.
Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства (например, налог с продаж).
Фискальная монополия — специфический вид косвенного налога на товары, производство или реализация которых являются исключительной монополией государства. Как правило, государство монополизирует производство и реализацию товаров массового потребления — табак, спички, соль и т. п. Фискальная монополия может быть полной или частичной. При полной монополии государство монополизирует и производство, и реализацию определенного вида, при частичной — монополизирует или только производство, или только реализацию какого-то товара. Государственная фискальная монополия считается тяжелым косвенным налогом, поскольку в результате ее применения происходит удорожание товаров массового потребления, что сказывается на жизненном уровне населения. В Российской Федерации этот вид косвенного налогообложения не применяется.
Таможенные пошлины — косвенные налоги, применяемые во внешнеэкономической деятельности. Во всех странах налоговые доходы бюджетов построены на основе разумного сочетания прямых и косвенных налогов. Формирование рыночных отношений в России потребовало коренного и быстрого изменения форм мобилизации доходов бюджетов разных уровней.
2. Налоговые и неналоговые доходы бюджетов.
Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.
Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
■ средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
■ средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
■ средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
■ средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям; а плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
Страницы: 1, 2, 3