Рефераты. Домохозяйства, как субъекты рыночных отношений

Домохозяйства, как субъекты рыночных отношений

Министерство образования Российской Федерации

Тверской государственный университет

Факультет прикладной математики и кибернетики

Кафедра экономики

 

 

 

 

 


 

 

РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

 

По   микроэкономике

 

На тему: «Домохозяйства как субъекты рыночных отношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент     22    группы

ФИО     Юрков Евгений Владимирович 

Руководитель  д.э.н., профессор

Е. В. Горшенина

Дата представления    20 декабря 2004 года


Оценка                                                  .          .








Тверь 2004

 

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………….3

      1.  Понятие домохозяйства………………………………………..4

      2.  Домохозяйства как субъекты рынка …………………………6

      3.  Связи и источники доходов домашнего хозяйства…………10

      4.  Отличие домохозяйства от семьи и семейный бюджет…….14

Заключение……………………………………………………………16

Список литературы…………………………………………………...17



































Введение

 

Как известно, домашнее хозяйство (домохозяйство) является одним из субъектов рыночных отношений. Этот субъект рынка является чуть ли не самым важным и влиятельным на экономику в целом.

В современном мире каждый участник рыночных отношений стремится получить выгоду, а, следовательно, и прибыль. Таким образом, он должен как-то приспосабливаться к окружающему  миру и, соответственно, вынужден сталкиваться с различными трудностями и проблемами.

Рынок – это прежде всего конкуренция. Таким образом, в условиях рынка домохозяйства вынуждены вести борьбу за потребителя, но, в то же время нельзя работать себе в убыток, следовательно, приходится искать какие-то пути решения этой проблемы.

Итак, целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры домохозяйства: его социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных видов домохозяйств; анализ развития домашнего хозяйствования в России и других странах; взаимодействия домашних хозяйств с другими субъектами рыночных отношений – фирмами и государством.

Задачи работы в том, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию на рынке, сделать соответствующие выводы и как-то прокомментировать эту проблему в отношениях домохозяйств с другими субъектами рынка.






















Понятие домохозяйства

 

Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

         Домашнее хозяйство – один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

         Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.

В общем, домохозяйство можно охарактеризовать как самостоятельную экономическую единицу, состоящую из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к  наиболее полному удовлетворению своих потребностей.


Основные признаки домохозяйства – это:

·         Совместное проживание и обустройство быта.

·         Совместное ведение хозяйства.

·         Обладание определёнными ресурсами.

·         Самостоятельность в принятии хозяйственных решений.

·         Стремление к максимальному удовлетворению потребностей. 


Также различают несколько видов домохозяйств, таких как:

1.     Единичные домохозяйства или просто домохозяйства.

Единичные домохозяйства образованы одиночками, отдельными или несколькими семьями , а также этими семьями совместно с одиночками.  Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139млн. человек, что составляет 94% всего населения страны.




2.     Групповые домохозяйства.

Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта  в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9млн. человек, или 6% всего населения страны.

         Домашние хозяйства классифицируются по следующим признакам:

1)     Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.).

2)     Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики).

3)     Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.).

4)      Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.).

5)     Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.).

6)     Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.).

7)     Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).





















Домохозяйства как субъекты рынка

 

Чтобы дать характеристику экономическому субъекту требуется указать на:

·         источник и величину его доходов

·         направления и величину его расходов

Домохозяйство - это имущество, денежные средства, орудия труда, используемые людьми в домашних условиях. Оно охватывает экономические процессы, происходящие по месту жизни людей, семей.

Доходы домохозяйства - это частные доходы. Они формируются за счет:

·         заработной платы                     

·         труда

·         прибыли собственника            

·         капитала

·         процента и дивиденда              

·         участия в акционерном обществе

·         ренты                                          

·         природных ресурсов (земли)


Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:

·         выплата налогов государству

·         удовлетворение личных потребностей

·         формирование личных сбережений


Сбережения - это посленалоговая не потребляемая часть годового личного

дохода домохозяйства. Различают следующие виды сбережений:

·         домашние (в налично-денежной форме)

·         институционные (банковские депозиты, страховые полисы, облигации, акции, и др.):

1.     а) «защитные» - действия по сохранению исходной покупательной силы данной суммы денег. Они выполняют роль самостоятельного страхования от непредсказуемых обстоятельств.

2.     б) «спекулятивные» - действия по умножению покупательной силы данной денежной суммы. Они выполняют роль своеобразного «семейного бизнеса» по правилам рыночной экономики.

В целом, сбережения - это отложенный спрос на реальные блага (товары и услуги), и эта «отложенность» превращает сбережения в постоянный «дамоклов меч», висящий над рыночной экономикой, т.е:

·          относительное увеличение сбережений (по мере роста личных доходов) означает относительное уменьшение спроса на потребительские товары и услуги, что может вызвать сокращение производства этих товаров и увеличение незанятости (безработицы)

·         перевес «домашних» сбережений способен подорвать экономику страны, поэтому необходимо стимулировать институционные сбережения, т.е. участие денег в обороте (экономике) страны

Потребительские расходы - это та часть личных доходов, которая безвозвратно и беспроцентно уходит к производителям.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.