Рефераты. Деньги и международные экономические отношения

Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

 

3. Валютные фонды и операции предприятия

При осуществлении внешнеэкономической деятельности предпринимателю приходится сталкиваться как с национальной, так и иностранной валютой. Внешняя торговля неразрывно связана с осуществлением валютных операций.

Валютные операции совершаются по валютным курсам, являющимся соотношением двух валют. Валютный курс может быть определен как количество единиц одной валюты, которое надо отдать, чтобы приобрести единицу другой валюты. Валютный курс дает возможность реализовать связь между различными национальными валютами, обеспечить их международное сравнение и осуществление операций.

Для определения валютного курса может использоваться либо прямая, либо обратная котировка.

Прямая котировка представляет собой оценку иностранной денежной единицы в национальной валюте. При использовании прямой котировки единица иностранной валюты выражается в национальной валюте. Прямая котировка используется в США.

В ряде европейских стран используется обратная котировка - она показывает цену единицы национальной валюты в иностранной валюте.

При обратной котировке единица национальной валюты выражается в определенном количестве иностранной валюты.

Обычно валюты котируются до четвертого знака после запятой, за исключением японской йены и итальянской лиры.

Общепринятым является котировка валют по отношению к доллару США, иными словами, доллар США является базовой валютой котировки. Можно рассчитать и соотношения различных валют, зная их котировку по отношению к доллару США. Это так называемые кросс-

курсы, которые получаются путем умножения или деления двух курсов валют по отношению к доллару США.

Основным курсом валютного рынка является курс по кассовым сделкам (курс "спот" или курс телеграфного перевода). Этот курс предполагает совершение валютной сделки немедленно или в течение двух дней.

Курсы валют постоянно изменяются - они могут изменяться даже в течение одного рабочего дня банка, поэтому при совершении сделки нередко указывается, по какому курсу, т.е. на момент открытия или закрытия банка, она будет осуществляться.

По любым сделкам котировка валютных курсов производится одновременно как для покупки, так и для продажи, т.е. производится котировка на базе курса продавца и курса покупателя. Разница между ними (спрэд или маржа) представляет собой доход банка. Кроме того, имеются определенные различия в курсе для больших и нормальных (до 5 млн. долл.) и малых сумм. Маржа для большой суммы обычно выше. Помимо сделок с немедленной поставкой валюты на практике широко распространены валютные сделки с условием взаимной поставки валют через определенный - период и заранее оговоренную дату по курсу, который также оговаривается в момент совершения сделки. Подобные сделки служат для покрытия валютного риска, возникающего у экспортера или импортера товаров, у дебитора или кредитора в иностранной валюте, у инвесторов в ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте. При этом курсы валют с поставкой через определенный период времени в будущем отличаются от курсов валют с немедленной поставкой, отражая разницу в процентных ставках по соответствующим валютам и, до некоторой степени, предположения валютного рынка о тенденции соответствующих валют к повышению или понижению. Подобные сделки получили наименование форвардных операции (сделки на срок). По действующей на валютном рынке терминологии принято говорить о валюте, курс которой котируется на срок на более высоком уровне, чем курс "спот", что она котируется с премией, в противоположном же случае говорят о дисконте.

Свыше 60% всех международных валютных сделок осуществляется по форме кассовых сделок на межбанковском рынке. Остальные сделки реализуются в основном как "своповские сделки" (на их долю приходится около трети всех сделок). "Своповские сделки" объединяют фактически две операции - наличную и срочную. Курс валюты фиксируется в момент заключения сделки, но участники сделки предоставляют гарантии возмещения премии или дисконта при изменении курса. Лишь 4% сделок приходится на сделки, осуществляемые на фьючерсных (срочных") рынках (форвард - сделки).

Котировка (валютные курсы) валют ежедневно публикуется в газетах, имеющих непосредственное отношение к предпринимательству.

Так, например, "Wall Street Journal" ежедневно публикует прямую, обратную котировки 44 валют, а также курс по сделкам спот и форвард - сделкам для английского фунта стерлингов. канадского доллара, французского франка, японской йены, швейцарского франка и немецкой марки.

Особое место занимают валютные операции, связанные не с обслуживанием движения товаров, кредита и ценных бумаг, а с куплей-продажей валюты с целью получения прибыли.

Среди таких операций - купля-продажа валютных опционов, т.е. права купить или продать иностранную валюту в течение определенного периода времени (американский опцион) или в определенный срок (европейский опцион). При этом покупатель опциона может либо выполнить, либо не выполнить контракт, в зависимости от его оценки прибыльности подобной операции. Продавец должен при желании покупателя обязательно выполнить условия контракта.

К подобным же сделкам относится и валютный арбитраж. Валютный арбитраж - это процесс купли-продажи валюты для получения прибыли, представляющей собой разницу в курсах одной и той же валюты на различных рынках. Различают простой и сложный (так называемый тройной) арбитраж.

В современных условиях проведение арбитражных сделок затруднено тем, что в связи со значительным развитием систем коммуникаций, котировки валют повсюду примерно одинаковы. Смысл валютного арбитража сохраняется при проведении сделок на срок.

Есть и еще значительное количество валютных операций, но они относятся уже к категории спекуляций, которые не входят в предмет нашего рассмотрения.

Валютные операции предприятия в контексте украинского законодательства. Внешнеэкономические связи, международные валютные и кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование этих отношений осуществляется через рыночный механизм, а также посредством воздействия государства. Оно регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого государство использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка). Регулирование валютных и кредитных операций осуществляется также на межгосударственном уровне для координации валютной политики отдельных государств.

Современный этап валютного регулирования в Украине начался в конце 80-х годов. Отмена монополии внешней торговли и валютной монополии государства привела к децентрализации валютных ресурсов и создала предпосылки для формирования в Украине внутреннего валютного рынка.

Принятый в феврале 1993 г. Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" регламентирует проведение валютных операций на территории Украины. Декретом определены принципы осуществления валютных операций в Украине, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями. Субъекты валютных отношений подразделяются декретом на две категории:

·      резидентов;

·      нерезидентов.

Как говорится в Декрете Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19 февраля 1993 г. № 15-93.[1.1]

К "резидентам" относятся:

·      физические лица (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства), имеющие постоянное местожительство на территории Украины, в том числе временно находящиеся за границей;

·      юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и т.п.) с местонахождением на территории Украины, осуществляющие свою деятельность на основании законов Украины;

·      дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства Украины за рубежом, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также филиалы и представительства предприятий и организаций Украины за рубежом, не осуществляющие предпринимательскую деятельность.

К “нерезидентам" относятся:

·      физические лица (иностранные граждане, граждане Украины, лица без гражданства), имеющие постоянное местожительство за пределами Украины, в том числе временно находящиеся на территории Украины;

·      юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и т.п.), с местонахождением за пределами Украины, созданные и действующие в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе юридические лица и другие субъекты предпринимательской деятельности с участием юридических лиц и других субъектов предпринимательской деятельности Украины;

·      расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства, международные организации и их филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства других организаций и фирм, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на основании законов Украины.

Объектом валютного регулирования являются операции, осуществляемые с валютными ценностями.

К валютным ценностям декрет относит:

·      иностранную валюту - иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, а также изъятые из обращения или изымаемые из него, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении, средства в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных (клиринговых) единицах, находящиеся на счетах или вносимые в банковские и другие кредитно-финансовые учреждения за пределами Украины;

·      платежные документы и прочие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы), выраженные в иностранной валюте или монетарных металлах.

К валютным операциям Декрет относит:

·      операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, за исключением операций, осуществляемых между резидентами в валюте Украины;

·      операции, связанные с использованием валютных ценностей в международном обращении как средства платежа, с передачей задолженностей и иных обязательств, предметом которых являются валютные ценности;

·      операции, связанные со ввозом, переводом и пересылкой на территорию Украины и вывозом, переводом и пересылкой за ее пределы валютных ценностей.

Основными институтами, осуществляющими валютное регулирование в Украине, являются Национальный банк Украины и Кабинет Министров Украины. Данные структуры обладают правом законодательной инициативы и разработали целый комплекс нормативных документов, определяющих способ и порядок валютного регулирования в стране, но основным из них является "Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19 февраля 1993 г. №15-93 [1.1].

В частности в статье 11, вышеуказанного "Декрета..." говорится, что Национальный банк Украины в сфере валютного регулирования:

·      осуществляет валютную политику исходя из принципов общей экономической политики Украины,

·      составляет совместно с Кабинетом Министров Украины платежный баланс Украины,

·      контролирует соблюдение утвержденного Верховным Советом Украины лимита внешнего государственного долга Украины,

·      определяет при необходимости лимиты задолженности в иностранной валюте уполномоченных банков нерезидентам,

·      издает обязательные к исполнению нормативные акты по осуществлению операций на валютном рынке Украины,

·      накапливает, сохраняет и использует резервы валютных ценностей для осуществления государственной валютной политики,

·      выдает лицензии на осуществление валютных операций и принимает решения об их отмене,

·      устанавливает способы определения и использования валютных (обменных) курсов иностранных валют, выраженных в валюте Украины курсов валютных ценностей, выраженных в иностранной валюте или расчетных (клиринговых) единицах,

·      устанавливает по согласованию с Министерством статистики Украины единые формы учета, отчетности и документации о валютных операциях, порядок контроля за их достоверностью и своевременным представлением,

·      обеспечивает публикацию банковских отчетов о собственных операциях и операциях уполномоченных банков.

Кабинет Министров Украины в сфере валютного регулирования:

·      определяет и представляет на утверждение в Верховный Совет Украины лимит внешнего государственного долга Украины,

·      принимает участие в составлении платежного баланса Украины,

·      обеспечивает выполнение бюджетной и налоговой политики в части, касающейся движения валютных ценностей,

·      обеспечивает формирование и выступает распорядителем Государственного валютного фонда Украины,

·      определяет порядок использования поступлений в международных расчетных (клиринговых) единицах, используемых в торговом обороте с иностранными государствами, а также в неконвертируемых иностранных валютах, используемых в неторговом обороте с иностранными государствами на основании положений международных договоров Украины.

Заключение

Важнейшим фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Опора на собственные силы? Это - политика, при которой какое-либо государство стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу. Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны, политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих граждан.

Нередко опора на собственные силы находит своих приверженцев среди определенной части населения, считающей, что слаборазвитая страна может попасть в зависимость от высокоразвитой и не будет ограничивать себя, исходя из имеющихся ресурсов. Каждая страна должна жить и развиваться, опираясь на свои средства, но все же ни одна страна не может достичь сколько-нибудь серьезных результатов в экономическом и социальном развитии, если она не будет прибегать к использованию выгод международного обмена.

Выгода от внешнеэкономических отношений и в том, что она позволяет сравнить экономические условия стран как бы подстегивая их развитие. При этом одни страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает что она не должна  объектом государственного регулирования. Государственное регулирование внешней торговли:

Развитые внешнеэкономические отношение обостряют конкуренцию между товаропроизводителями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать организацию труда, что ведет к санации национальной экономики. Поэтому хотя население в целом и выигрывает, положение каких-то отраслей производства может ухудшиться, разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит необходимый характер.

 

 

Список использованной литературы:

1. Валютный союз по-европейски / Вл. Крайний // Интерфакс-АиФ. - 1996 №16.

2. Гальчинський, Анатолий. Теорія грошей: Навч. посібник. – К.: Основи, 1998.

3. Европейский валютный союз: взгляд из Европы, Америки, Азии / Дэвид Ширрефф // Деловая Сибирь 1997 №2

4. Евровалюта “Соединенных Штатов Европы” / М. Погорелый // Ревизор 1996 №9.

5. Европейская валютная система. Т.Д. Валовая. 1986

6. Іванов В.М. Гроші та кредит: Курс лекцій. – К.: МАУП, 1999. – 230 с.

7. Румянцев А.П., Румянцева Н.С. Міжнародна економіка: Короткий конспект лекцій. – К.: МАУП, 1999.

8. Основи економічної теорії / С.В. Мочерний, С.А. Єрохін, Л.О. Каніщенко та ін. За ред. С.В. Мочерного. – К.:ВЦ “Академия”, 1997.

9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. - Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: "Дело ЛТД". - 1993.

10. Закон Украины “О налогообложение прибыли предприятий



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.