Рефераты. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства

б) повышает учетную ставку процента , что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.

в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит ограничительный характер, сдерживает рост денежной массы и  может использоваться для противодействия инфляции.

Рассмотренные примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла.

Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов. В стремлении добиться стабилизации экономики центральные банки сталкиваются с дилеммой: что выбрать в качестве инструмента монетарной политики – контроль над денежным предложением (таргетирование) денежной массы или контроль над динамикой процентной ставки. Так в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, Центральному банку придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание прироста денежного предложения, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

Недостатками дискреционной  кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать  так называемая автоматическая кредитно-денежная политика.  Ее смысл сводится к монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными  потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год). Однако, строгое следование этому правилу препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

В заключении нужно отметить, что на практике правительство и Центральные  банки промышленно-развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила. В конце 1980-х  - начале 1990-х гг., в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции  - менее предсказуемой, центральные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над ставкой процента.

 

2.4. Проблемы формирования кредитной системы в России.

Созданию современной кредитной системы России предшествовал длительный исторический период.

За более чем семидесятилетнюю историю кредитная система России прошла несколько этапов своего развития. Главными особенностями всего периода были ориентация на административные методы руководства экономикой, концентрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых стран. На последнем этапе административно-командного функционирования кредитная система СССР выглядела так:

-Госбанк СССР;

-Стройбанк СССР;

-Банк для внешней торговли;

-Система Гострудсберкасс;

-Госстрах и Ингосстрах,                                                          

т.е. господствовало шесть абсолютных монополистов, поделивших этот рынок между собой.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее низкую эффективность. Большая часть кредитов предприятиями не возвращалась, и банки практически выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий.

В середине 80-х годов была предпринята попытка сформировать в стране двухуровневую кредитную систему.

На верхнем уровне находился Госбанк СССР, на втором уровне – пять специализированных банков. Система небанковских кредитных институтов опять практически отсутствовала.

В качестве ответа на последствия этой банковской реформы в стране стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на  базе денежных накоплений различных отраслей промышленности и населения.

В конце 1990 г. в стране окончательно установилась двухъярусная банковская система в виде ЦБ РФ, Сберегательного банка и коммерческих банков, которые получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов, кредитной и процентной политики.

В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим образом:

1. Центральный банк России.

2. Банковская система:

     - коммерческие банки;

     - Сберегательный банк России;

     - иные специализированные банки.

3. Специализированные кредитно-финансовые институты:

     - страховые компании;

     - негосударственные пенсионные фонды;

     - инвестиционные компании;

     - финансово-строительные компании.

Безусловно, новая структура кредитной системы в большей степени отражает потребности цивилизованного рыночного хозяйства.

Одной из крупнейших кредитно-финансовых систем в России является Сберегательный банк. Его собственный капитал к началу 2002 г. составил 95,7 млрд. руб.(3,2 млрд. долл.). Уровень рентабельности капитала в 2001 г. – 31,2%. Наконец, чистая прибыль выросла на 40%, достигнув 18 млрд. руб. А сумма чистых активов (кредиты, ценные бумаги и т.д.) является рекордной для всей кредитно-финансовой сферы России – 798 млрд. руб. (26,5 млрд. долл.). По данным журнала The Banker  Сбербанк входит в первые две сотни крупнейших банков в мире.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнести следующие:

- продолжают существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;

- монопольное, ничем не ограниченное положение на банковском рынке, продолжает занимать Сберегательный Банк;

- главная проблема ипотечной системы в России заключается в неразвитости рынка жилья и несоответствии цен на жилье среднему уровню доходов населения;

- отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных  ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;

- отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных небанковских институтов.

Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем  приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.

На XI банковском конгрессе в Санкт-Петербурге первый заместитель  председателя  ЦБ РФ А.Козлов ратовал за конкурентную систему развития денежно-кредитной системы в России, т.е. снижение роли государственных банков, сочетание продолжающейся концентрации  банковского капитала с расширением конкурентного поля. Диверсификация операций «сырьевых» банков и банков ФПГ.  К 2005 г. активы банковской системы увеличатся до 40-42% ВВП, а кредиты  - до 19-20% ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выполняя свои функции деньги и кредит способствуют развитию экономики, повышению ее эффективности. Однако при определенных условиях их «деятельность» может стать серьезным тормозом в экономическом развитии.  Дело в том, что в любом обществе, где господствуют  товарно-денежные отношения, всегда должно соблюдаться соответствие между количеством товаров и количеством денег.  Оно составляет суть законов денежного обращения.

Если соответствие нарушается, то возникает инфляция, главными последствиями которой являются снижение жизненного уровня населения, усиление аритмии производства, перекачка капиталов из производства в сферу обращения, снижение объемов производства.

Проблемы излишков денег и всех негативных последствий,  инфляции не существовало  во времена, когда в денежном обращении господствовал «золотой стандарт». При золотомонетном стандарте баланс между товарной и денежной массой достигался «автоматически». При нем не нужны службы, институты, организации, которые  бы следили за состоянием денежного обращения и при необходимости регулировали бы его.

Совершенно иная картина возникает в денежном обращении, когда металлические (золотые)  деньги были вытеснены бумажными. Отмеченное соотношение сразу начало нарушаться. Бумажных денег  в обращении стало значительно больше тех, которые они заменили. Это происходит прежде всего потому, что правительство ближе всего, по сравнению с другими государственными институтами, находится к печатному станку. Как правило, после утверждения всех расходов и доходов  возникают какие-то непредусмотренные бюджетом обстоятельства, которые заставляют государство вспоминать  о печатном станке. С его помощью печатается необходимое для покрытия дефицита количество бумажных денег и направляется для финансирования возникших проблем. В результате количество денег становится избыточным, каждая денежная единица представляет меньшее количество золота, обесценивается.

Но избыток бумажных денег может возникнуть и в том случае, когда печатный станок не «включается».  Как правило, это случается тогда, когда по тем или иным причинам происходит падение производства. В результате уменьшается количество производимых товаров и, как следствие этого, нарушается баланс между товарной и денежной массой. Денег оказывается больше, чем нужно для обращения товаров.

Следует иметь в виду, что денежная масса, необходимая для обращения товаров, включает не только известные всем наличные бумажные деньги (банкноты) и разменную монету, но и безналичные чековые вклады и так называемые «почти деньги» (срочные вклады и облигации). Безналичные деньги могут быть использованы юридическими или физическими лицами для расчетов по торговым операциям и сделкам, для инвестирования в экономику. Другой особенностью безналичных денег является то, что их можно, как и бумажные деньги, выпускать больше, чем требуется для обращения товаров. В этом случае последствия для экономического развития страны будут такими же, как и при избытке бумажных денег.

Механизм выпуска безналичных денег довольно прост. Как правило, этим занимаются коммерческие банки. Открыв, например, счет физическому лицу на 1000 долларов и выдав вкладчику на эту сумму чек, банк полученные 1000 долларов может передать в виде ссуды другому лицу. Получив чек, старый владелец счета в банке может в любое время использовать его для  оплаты товаров и услуг. Одновременно с ним и получивший ссуду также может использовать ее при покупке товаров и услуг. В результате 1000 долларов  банк превращает в 2000 . Если эту деятельность банков никак не ограничивать, то процесс может идти бесконечно, наполняя каналы денежного обращения кредитными деньгами, не обеспеченными товарной массой. Более того предоставление банками кредитов может привести к возникновению такой ситуации, когда они сами будут не в состоянии выполнять свои обязательства перед вкладчиками (например, если заемщик не возвратит в срок банку полученные кредиты, банк не сможет вовремя возвратить вкладчикам полученные от них средства).

Таким образом, мы можем сделать вывод: денежно-кредитная система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

 

 

Список использованной литературы:

 

Л1. Борисов В. Кто куда, а я в Сберкассу. /Труд.-2002.-17 апр. – с.5.

Л2. Гейвандов Я.А. Государственное регулирование денежной и кредитной сферы в России: некоторые проблемы и перспективы. /Государство и право. – 2001.- №11 – с.38-48.

Л3. Ипотека нам поможет? / Экономика и жизнь.- №29. – июль 2002. – с.3.

Л4. Крылов А. Былое остается с нами . /Труд. – 1999.- 14 сент.- с.5

Л5. Курс экономической теории: Учебник для вузов /Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой - 4-е дополненное и переработанное издание – Киров:  АСА, 2000г.- 752 с.

Л6. Макаревич Л. Сражение с инфляцией: о задачах денежно-кредитной политики в России. /Российская Федерация сегодня. – 2001.- №6. – март – с.42-43.

Л7. Общая теория денег и кредита: Учебник/ Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995г.- 304 с.

Л8. О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях  на территории Российской Федерации. Положение ЦБ РФ от 25 марта 1997 г. №56.

Л9. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон от 10 июля 2002 года  № 86-ф3.

Л10. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001г.  -  448 с.

Л11. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 г. – 672 с.

Л12. Указание ЦБ РФ  от 6 августа 2002 г. № 1185-У.

Л13. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для ВУЗов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997 г. – 479 с.

Л14. ЦБ выбирает конкуренцию: из жизни банков. / Экономика и жизнь.- №30. – июль 2002. – с.4.

Л15. Центробанк РФ «пересчитал» рублевые банкноты…/ Экономика и жизнь.- №33. – август 2002. – с.2.

Л16. Центробанк РФ  проинформировал об увеличении денежной массы…/ Экономика и жизнь.- №31. – август 2002. – с.2.

Л17. Экономика: Учебник/ Под  ред. доц. А.С. Булатова.- М.: Издательство БЕК, 1996г. – 632 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.