Рефераты. Денежно-кредитная политика: понятие, цели, основные концепции

         защита и обеспечение устойчивости рубля;

         развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

         обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. (ст.3 ).

Нормами статьи 4 Закона определены функции Банк России, среди которых одними из первых названы следующие:

·                   Центральный банк России, во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, разрабатывает и проводит единую государственную денежно - кредитную политику;

·                   Центральный Банк монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

 

         Глава VIII Федерального закона РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» полностью посвящена денежно-кредитной политики. Содержание главы VIII Закона приведено в Приложении №1. к настоящей работе.

         Основными инструментами и методами денежно - кредитной политики Банка России, в соответствии с нормами статьи 35 главы VIII Закона являются:

         1) процентные ставки по операциям Банка России;

         2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

         3) операции на открытом рынке;

         4) рефинансирование кредитных организаций;

         5) валютные интервенции;

         6) установление ориентиров роста денежной массы;

         7) прямые количественные ограничения;

         8) эмиссия облигаций от своего имени.

Автор подробно остановился на содержании только тех статей главы VIII Закона, содержание которых не отражено в информации, рассмотренной ранее в тексте настоящей работы.

Нормами статьи 36 Закона предусмотрено, что «…Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно - кредитной политики…»

 

         «…Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки…». (Статья 37 Закона).

         Нормами статьи 39 Закона установлено, что «…Под операциями на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки…».

         «…Под валютными интервенциями Банка России понимается купля - продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег...» (Статья 41 Закона).

         Согласно статье 42 Закона «…Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики…».

         «…Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

         Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно - кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. (Статья 43 Закона).

         «…Банк России в целях реализации денежно - кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. (Статья 44 Закона).

         В Статье  45 Закона определен порядок подготовки и содержание специального документа, регламентирующего и определяющего денежно-кредитную политику Центрального Банка России на предстоящий год.

«…Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год.

         Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

         Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

·        концептуальные принципы, лежащие в основе денежно - кредитной политики, проводимой Банком России;

·        краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

·        прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно - кредитной политики в текущем году;

·        количественный анализ причин отклонения от целей денежно - кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

·        сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

·        прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;

·        целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно - кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

·        основные показатели денежной программы на предстоящий год;

·        варианты применения инструментов и методов денежно - кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;

·        план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы…».

2.2. Иные нормативно – правовые акты, регламентирующие денежно-кредитную политику государство на среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Общие положения и направления денежно-кредитной политики государства на среднесрочную перспективу излагаются в документах Правительства РФ, носящих название «Программа социально-экономического развития Российской на среднесрочную перспективу». В июле 2001 года была утверждена Программа социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) (утв. Распоряжением Правительства РФ N 910-р от 10 июля 2001 г.).

В августе 2003 года принята Программа социально-экономического развития Российской  Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) (утв. Распоряжением Правительства РФ № 1163-р от 15 августа 2003 г.).

В Программе социально-экономического развития Российской  Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163-р, указано, что «Макроэкономические условия проведения реформ определяются прежде всего кредитно-денежной, налогово-бюджетной политикой, а также ценовой (тарифной) политикой в сфере естественных монополий…

 Важнейшим элементом, создающим предпосылки для продолжения институциональных реформ, является проведение стабильной кредитно-денежной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной валюты, сокращение инфляции при одновременном создании благоприятных условий для осуществления инвестиций в российскую экономику, успешного функционирования отечественных предприятий…».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.