На основе этих трех исходных предпосылок разрабатывается общая схема политического делового цикла. Смысл ее сводится к следующему. Правительство, стремясь обеспечить победы своей партии на выборах, принимает меры для формирования и поддержания такого сочетания уровней инфляции и безработицы, которое представляется наиболее приемлемым избирателям. С этой целью администрация сразу после прихода к власти предпринимает усилия по снижению темпов роста цен путем искусственного провоцирования кризисных явлений. Напротив, к концу периода своего правления администрация начинает решать противоположную по смыслу задачу: делает все возможное для того, чтобы стимулировать экономику и поднять уровень занятости.
Рост занятости, разумеется, может вызвать рост цен. Но расчет делается на инерцию движения. К моменту выборов уровень занятости поднимается, что вызывает одобрение у избирателей, а инфляция (неизбежный негативный фактор) пока еще не успевает набрать полной силы. В результате при правильном «исполнении» такая политика может способствовать привлечению дополнительных голосов и успеху на выборах. Процессы политического делового цикла получили в настоящее время столь значительное распространение, что ими или вообще объясняют экономические циклы, или учитывают их самым серьезным образом при анализе реального цикла.
Глава 5. Способы выхода из депрессии и снижение перегретости в экономике.
Экономическую науку всегда интересовал также вопрос о мерах, которые максимально уменьшили бы или даже полностью ликвидировали отрицательные последствия циклического развития экономики. Более конкретно, это вопрос о мерах государственного антициклического регулирования.
Мы уже знаем, что современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер.
Таким образом, современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема - на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции. Осуществление антициклической политики должно учитывать и тот факт, что спад неодинаково влияет на разные отрасли экономики: максимально страдают инвестиционные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования (особенно строительство), а вот отрасли, производящие потребительские товары кратковременного пользования, реагируют на спад меньше. Это связано с низкой эластичностью спроса на эти товары. Зато в фазе подъема инвестиционные отрасли получают максимальное развитие. Таким образом, в рыночной экономике существуют одновременно циклический и нециклический сектора. Из-за запаздывания в реакции производителей и слабой мобильности производственных мощностей фаза роста потребительских расходов и стимулируемая ею фаза уровня деловой активности бизнесменов совпадать по времени не могут. Поэтому в реальности потребители и производители находятся в разных фазах одного и того же цикла. В этом смысле следует говорить о двух одновременно происходящих в экономике циклах, сближение которых - важнейшая цель экономической политики.
Нельзя не отметить особенности современных циклических кризисов, которые связаны с кризисом государственного регулирования. Последнее получило выражение в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики воздействия на циклическое развитие, в несоответствии официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики (вместо роста экономики — его падение, вместо полной занятости — массовая безработица, вместо стабильности цен — хроническая инфляция и т. д.). В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.
Кризис государственного регулирования экономического развития потребовал от правительства развитых стран искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.
Инфляция является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Следовательно, современный цикл сочетает в себе кризис и инсоляцию.
Антициклическая и антиинфляционная политика государства призвана смягчить отрицательные последствия.
Все современные экономисты признают, что:
1) государство в состоянии существенно сгладить циклические колебания (а некоторые экономисты полагают, что государство в условиях регулируемой экономики может полностью эти колебания устранить);
2) государство осуществляет регулирование с целью достижения макроэкономического равновесия и экономической стабильности;
3) в фазе кризиса и спада все мероприятия государства должны быть направлены на поддержание и стимулирование деловой активности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9