Крайне недостаточное финансирование науки и образования со стороны государства привело к тому, что быстро стареют и теряют свою ценность знания, накопленные во времена СССР, а новые накопления знаний незначительны. Существует тенденция переманивания отечественных специалистов за границу. Большинство талантливых и выдающихся ученых, инженеров, врачей и других специалистов уехало в период смены государственной власти в основном в США, Канаду, Германию. Уехали и уезжают физики, математики, программисты, химики, электронщики, специалисты по биотехнологиям и т.д. Работают российские специалисты также в Японии, Сингапуре и других азиатских странах. По примерным подсчетам уехало за границу более половины числа лучших специалистов.
Существенный вклад в снижение уровня и качества человеческого капитала внес и внутренний отток, выразившийся в уходе ученых инженеров в бизнес, в торговлю, в иные сферы. Ученые и инженеры, оставшиеся в научных организациях за малым исключением деградировали без приемлемой для выживания зарплаты, оборудования, бюджетного финансирования, заказов и работы. Есть примеры и положительные, особенно в Сибири, в академических городках, но они лишь подтверждают общую безрадостную картину.
В составе стартового человеческого капитала России при переходе к рынку почти отсутствовала такая составляющая человеческого капитала как предпринимательская способность – важнейший экономический ресурс, без которого невозможно эффективное функционирование рыночной экономики. Не было в России и экономической науки как таковой по причине отсутствия экономистов-рыночников и управленцев-рыночников. В наследство России достался также низкого качества труд, неважное здоровье населения, отсутствие современной образовательной системы по гуманитарным наукам, экономике, менеджменту, сельскому хозяйству и т.д.[11]
Увеличение инвестиций в человеческий капитал и поддержание их на должном уровне в долях от ВВП является стратегически необходимым и, возможно, достаточным условием вхождения России в число передовых стран мира (если таковую задачу перед страной ставить),пусть и в отдаленной перспективе.
2.2 Возможности активизации человеческого капитала в России.
Развитие человеческого капитала напрямую связано с ростом качества жизни населения и улучшения предпринимательского климата. В то же время рост качества жизни населения определяет потребительский спрос как фактор развития, а инвестиционный или предпринимательский климат определяют инвестиционный спрос (Таблица 8).
Таблица 8. Связь человеческого капитала с факторами роста экономики.
Человеческий капитал развивается по следующим составляющим:
¾ ментальность населения;
¾ качество и этика труда, связанные с ментальностью;
¾ качество и этика предпринимательства;
¾ качество, созидательная активность и эффективность элиты;
¾ образовательный потенциал;
¾ креативность и элиты и народа;
¾ здоровье народа;
¾ накопленные знания и их качество;
¾ инновационный потенциал;
¾ качество жизни и условия реализации личности;
¾ приток и отток человеческого капитала;
¾ тип, стратегия и отношения государства народа.[12]
Базой роста уровня и качества человеческого капитала (его конкурентоспособности на мировом уровне) является культура и менталитет нации, на формирование которых решающее влияние оказывала основная национальная религия. Ментальность отражает влияние накопленного веками человеческого капитала на характер народа, на отношение к труду, определяет внутреннюю энергию нации.
Главное богатство России, как известно, природные ресурсы и люди. С природными ресурсами все более или менее ясно: нефть, газ, даже какой-нибудь калий – сегодня все это идет в дело, все приносит доход, рост капитализации, налоги.
С людьми сложнее. По многим показателям население России –уникальный ресурс. Уровень грамотности у нас – самый высокий в мире. Уровень охвата среднего образования – самый высокий в мире. Образование выше среднего имеют около 85% населения (а если смотреть на показатели среди экономически активного населения, младше 60 лет, тут картина и вовсе уникальная – почти 95%). Для сравнения: данный показатель в Германии – стране с самым высоким уровнем образования в ЕС – 78%, в Великобритании – 76%, в Испании и вовсе заметно меньше – 50%. Средний уровень квалификации рабочих и специалистов – один из самых высоких в мире. Причем, в том числе и в тех сегментах экономики, которые принято называть постиндустриальными.
Стратегия развития национального человеческого капитала (Таблица 9) сформулирована и представлена Правительством РФ в рамках приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, обеспечения жильём населения, а также развития агропромышленного комплекса. Целью реализации приоритетных национальных проектов объявлено развитие человеческого капитала и повышение качества жизни граждан РФ.
Таблица 9. Стратегия развития национального человеческого капитала.
Долгосрочная стратегия развития национального человеческого капитала в России должна осуществляться в рамках следующих принципов:
– комплексное решение задач формирования человеческого потенциала и нового качества жизни;
– опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с другими элементами, обеспечивающими позитивную динамику экономического роста: высокий имидж интеллектуального труда, его огромное значение для новой экономики, экономики знаний порождает мощные синтетические эффекты усиления совокупного интеллекта страны, отраслей промышленности, корпораций, в конечном итоге, совокупного капитала страны;
– признание основополагающей роли государства в формировании и воспроизводстве национального человеческого капитала.
Важнейшей сферой формирования и развития человеческого капитала является реальный сектор экономики. В теории человеческого капитала предприятие, наряду с семьёй и государством, признаётся основным источником инвестиций в индивидуальный человеческий капитал. В литературе человеческий капитал фирмы рассматривается преимущественно в рамках концепции нематериальных активов организации. Человеческий капитал сотрудников признаётся основной частью нематериальных активов предприятия, генерирующей силой инновационного развития.[11]
Экономика РФ относится по своему типу к индустриально-сырьевой экономике. Переход к экономике нового качества вызван фактической неконкурентоспособностью данного типа экономического развития. Для перехода к постиндустриальной экономике, к инновационной экономике или экономике знаний необходим соответствующий человеческий капитал высокого качества и в достаточном количестве. Наличие человеческого капитала высокого качества его рыночных составляющих, является необходимым и достаточным условием для создания эффективной инновационной экономики.
Заключение.
Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня жизни и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания, науку), предпринимательские способность и климат, информационное обеспечение, формирование элиты, приток человеческого капитала из других стран, безопасность и экономическую свободу, а также в культуру и искусство (Таблица 10).
Как интенсивный фактор развития человеческий капитал определяет технический прогресс или инновационный фактор развития (новые технологии, инновации, науку, образование, знания). Инновационный фактор развития, в сущности, является фактором развития, функционально зависящим от человеческого капитала, производным от человеческого капитала.
Подводя итоги нужно сказать, что необходимыми и достаточными условиями для успешного развития страны являются качественный человеческий капитал в достаточном количестве и благоприятные внутренние и внешние условия. Качественный человеческий капитал как основной фактор развития государства, общества и экономики должен обеспечить оптимизацию этих показателей для обеспечения оптимальных темпов прироста ВВП.
Развитие человеческого потенциала России невозможно без расширения возможностей выбора – круга вероятных сценариев самореализации человека как личности. Элементарными предпосылками для человеческого развития, по мнению экспертов Всемирного банка, являются долгая и здоровая жизнь, образование, достойный уровень жизни, обладание политическими и гражданскими свободами, необходимыми для участия в жизни общества. Общий доход от инвестиций в человеческий капитал зависит от объёма произведённых вложений и их норм отдачи. Тезис состоит в том, что различия в общих объёмах инвестиций, осуществляемых разными людьми, связаны с различиями в их индивидуальных нормах отдачи.
Таблица 10. Взаимосвязь развития человеческого капитала и экономики и уровня развития страны в блоке «Обучение – знания – эффективность труда – национальное богатство».
Список литературы.
1.Капелюшников Р.И. Теории человеческого капитала.- Казань: Форум Стратегии регионального развития, 2003:http:regionforum.ru
2.Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?- Воронеж: ЦИРЭ,2005
4.Самуэльсон П. Экономика,т.2.- М.:- Алгон,1992
5.Сидоров В.А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: «Издательство «Элит»,2006.
6.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. – М.:Юнити,2002
7.Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.:ИНФРА-М,2000.
8.Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. И.П. Николаевой.- М.:ЮНИТИ,2004.
10. Александрова Е.Н., Аретова Е.В., Пономаренко Е.Е., Шевченко К.И. Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект.// Финансы и кредит.2007,28
11.Клочков В.В. Человеческий капитал и его развитие. В кн.: Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ,2004.
12.Черняковский И. Активизация человеческого потенциала как условие прогресса.// Экономист.2007,10
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6