Рефераты. Центральный банк и его функции

По состоянию на 1 июля 2002 г. объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике достиг 38,2 млрд. долл. США, увеличившись на 4,4 млрд. долл. по сравнению с их объемом на 1 июля 2001 года.

В январе-августе 2002 г. по сравнению с январем-августом 2001 года реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 7,7%, реальные денежные доходы – на 8,4%. С исключением влияния сезонного и случайного факторов реальные денежные доходы населения в августе превысили уровень предыдущего месяца на 1%, что несколько выше среднемесячных темпов их роста за период с начала года.

Номинальная начисленная заработная плата в августе составила 4643 руб., увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем текущего года на 1%. Впервые за последние четыре месяца наблюдалось сокращение задолженности по зарплате. По состоянию на 1 сентября 2002 г. суммарная задолженность по зарплате уменьшилась по сравнению с предыдущим месяцем снизилась на 5,3%, а по сравнению с началом года - возросла на 13,5%.

Доля потребительских расходов населения в структуре использования доходов в 2002 г. остается значительной, хотя она несколько меньше, чем в предыдущем году. За восемь месяцев текущего года доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг составила 78,2%. В структуре потребления населения в январе-августе 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. увеличилась доля расходов на оплату услуг, что связано с ускоренным ростом цен на отдельные виды платных услуг

Несмотря на устойчивый рост реальных доходов, расходы населения на организованные сбережения остаются небольшими. Это в определенной степени связано со снижением годовых процентных ставок по основным видам вкладов физических лиц в Сбербанке России, на который приходится значительная доля вкладов физических лиц. Снижение ставок по депозитам обусловлено в основном замедлением темпов роста потребительских цен.


Финансовые рынки

 

Курс доллара США к рублю в течение большей части 2002 г. продолжал расти. Официальный курс доллара США к рублю на конец августа 2002 г. на 4,7% превысил аналогичный показатель на конец декабря 2001 года. Доходность ГКО-ОФЗ была неустойчивой с тенденцией к снижению, что было обусловлено высоким спросом на государственные ценные бумаги, сохраняющимся в течение года. За январь-август доходность рыночного портфеля ГКО-ОФЗ сократилась на 0,7 процентного пункта.

В сентябре на основных сегментах финансового рынка наблюдалось восстановление оборотов после летнего снижения активности операторов рынка.

На рынке государственных ценных бумаг в сентябре преобладала тенденция к повышению доходности.

На рынке корпоративных ценных бумаг в сентябре преобладала горизонтальная динамика котировок. По итогам месяца индекс РТС увеличился на 1 пункт, индекс ММВБ снизился на 2 пункта. Активность операторов рынка корпоративных ценных бумаг существенно возросла. Среднедневной объем торгов корпоративными ценными бумагами в РТС в сентябре увеличился на 15%, на ММВБ – на 34%.

Уровень банковской ликвидности в сентябре практически не изменился. В течение месяца остатки на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России составляли от 67 до 107 млрд. руб., среднедневной уровень остатков составлял 78,4 млрд. руб. против 79,8 млрд. руб. в августе. Средневзвешенная ставка по однодневным МБК по выборке МИАКР в сентябре возросла до 6,1% (против 4,9% в августе).

 






.



 











Заключение


Прежде всего, хочется отметить, что для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.

Так же напрашивается вывод о необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и методах высшего руководства  государства).

Огромное значение имеет привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния.

Так же необходимо поддерживать конкуренцию в банковской сфере. Здесь следует отметить, как положительное явление, вступление в силу с 1 января 2000 г. «Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый в июне 1999 г. Закон сводит отдельные положения, существовавшие до этого в других нормативных актах, в стройную систему и содержит новые правовые нормы, что, несомненно, является шагом вперёд в защите конкуренции.

Защите конкуренции будет способствовать и перевод бюджетных счетов на обслуживание в систему казначейства. В настоящее время у некоторых комбанков их объём достигает 80-90% от привлечённых средств юридических лиц.[27] Перевод бюджетных счетов на казначейскую систему не только лишит отдельные банки конкурентного преимущества, но и выведет счета бюджета из зоны коммерческого риска.

Так же важным является повышение надёжности отдельных финансово-кредитных организаций и всего рынка в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и банковских вкладов, т.к. без подобной системы довольно проблематично организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в экономику. Здесь же необходимо отметить необходимость дальнейшего совершенствования современной системы ликвидации банков с минимальными потерями для клиентов.

Немаловажным является вопрос о сохранности (неприкосновенности) частной собственности как объекта залога. Сюда же вплотную подходит вопрос о введении в оборот земли как объекта купли-продажи, без которого практически невозможно получить кредит для развития сельхозпредприятий.

Необходимо так же строго контролировать целевое использование средств бюджета, обеспечить ускорение денежного оборота и расширить рынок банковских услуг. В этой связи интересна новация Гута Банка, предлагающего систему интернет-брокерского обслуживания в реальном времени. Система «Remote trader» относится к системам класса «Internet broker». Она ориентирована на профессиональных участников рынка ценных бумаг и физических лиц. «Remote trader» позволяет клиентам обмениваться зашифрованными протоколированными сообщениями с банком, запрашивать и получать котировки по любым финансовым инструментам, обращаться на ММВБ и МФБ, и направлять заявки на покупку и продажу ценных бумаг в режиме реального времени по Интернет.[28]

Для реализации грамотной валютной политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений и интеграцию в мировое экономическое сообщество, нужна жесткая борьба с российским криминальным капиталом в стране и за рубежом. С одной стороны, валютная политика должна быть либерализована, а с другой – резко ужесточена по отношению к объему и движению криминального капитала.[29]






















Список используемой литературы

 

 

1)    Фед. Закон о банке РФ

2)    Фед. Закон от 2.12.90. «О Центральном Банке РФ» (с изменениями и дополненияим от 27.12.95)

3)    Фед. Закон от 3.02.96. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности»

4)    .Азрилиян А.Н., «Большой экономический словарь», М. Фонд «Правовая культура», 1994 г.

5)    Жуков Е.Ф., «Общая теория денег и кредита», М., «Банки и биржа», 1995 г.

6)    Красавина Л.Н., «денежное обращение и кредит при капитализме», М «Финансы и статистика», 89г.

7)    Поляков В.П., Московина Л.А., «Основы денежного обращения и кредита», М, «ИНФРА – М», 96 г.

8)    Федоров Б.Г., «Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах», «Деньги и кредит», 1990 г., №4

9)    «Банковское дело», №№ 6,11,12 – 1999г., №№ 2,3, - 2000 г.

10)           webmaster@www.cbr.ru


[1] БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 38.

[2] Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и др. кредитно-расчётных центров.  БЭС, А.Н.Азрилиян, М.1994г., стр. 39.

[3] Переводной вексель (тратта) – содержит приказ кредитора-векселедателя (трассанта) заёмщику (трассату) об уплате в срок указанной суммы денег третьему лиуц (ремитенту) или предъявителю, если вексель не именной, а предъявительский. «Денежное обращение и кредит при капитализме», Л.Н.Красавина, М. «Финансы и статистика», 1989 г., стр. 117.

[4] Казна – совокупность финансовых ресурсов государства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.

[5] Казначейство – министерство финансов или спец. государственный финансовый орган, в функции которого входят составление проекта гос. Бюджета и его исполнение, управление гос. долгом, а также эмиссия гос. ценных бумаг. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.

[6] Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 103.

[7] Золотомонетная система – система денежного обращения со свободным обменом банкнот на золото. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 148.

[8] Эмиссионное право – 1) в широком смысле совокупность правовых норм, определяющих порядок эмиссии денег; 2) в узком смысле – предельный размер выпуска в обращение денежных знаков, установленный на определённый период. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 479.

[9] Банк банков – центральный банк. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 37.

[10] Золотой запас – централизованный резервный запас золота (в слитках и монетах), находящийся в распоряжении центрального эмиссионного банка, либо финансовых органов государства, или международных валютно-кредитных организаций. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 148.

[11] Деноминация – укрупнение денежной единицы страны (без её переименования) в целях упорядочения денежного обращения и придания большей полноценности национальной валюте. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 105.

[12] Банковский кредит – основная форма кредита, при которой денежные средства во временное пользование предоставляются банками. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 40.

[13] Кредитный план банка – документ, определяющий размеры, целевое направление перераспределяемых на началах возвратности денежных ресурсов, а также источники средств для кредитования исходя из требований закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 207.

[14] Кредитная система – совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 206.

[15] Акцепт банковский – 1) согласие банка на оплату платёжных документов, форма гарантии их оплаты; оформляется в виде соответствующей надписи-акцептанта; 2) векселя, гарантированные (акцептованные) банком или траст-компанией со сроком оплаты от одного до шести месяцев. Используется для предоставления капитала производителям и экспортёрам для обеспечения работы в период между изготовлением (либо экспортом) и поступлением платежей от покупателей. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 16.

[16] Денежное обращение - движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчёты в хозяйстве. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 104.

[17] Инкассация наличных денег и ценностей – сбор в кассах предприятий, организаций и учреждений наличных денег и ценностей и доставка их в кассы банка или в сберкассы, предприятия связи и др. организации. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 161.

[18] Сберегательная касса – форма финансовых учреждений, принятая во многих странах мира. Например, принятый во Франции в 1983 году закон определяет С.к. как «кредитное учреждение, не имеющее цели получения прибылей». С.к. ведут счета по сберегательным книжкам, могут выдавать займы частным лицам, выдавать чековые книжки и т.д. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 356.

[19] Казначейство – министерство финансов или специальный государственный финансовый орган, в функции которого входят составление проекта гос. бюджета и его исполнение, управление гос. долгом, а также эмиссия гос. ценных  бумаг. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.

[20] Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995г.)

Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (изложен в новой редакции) и д.р.

[21] Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и  выравнивание платёжного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 103.

[22] Норматив – экономический, технический и т.д. показатель норм, в соответствии с которым производится какая-либо работа, выполняется какая-либо программа. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 254.

[23] Резервы финансовые – денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятий, объединений и фирм для осуществления возникающих дополнительных затрат, устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 341.

[24] См. статью 75 закона о банке Российской Федерации.

[25] Баланс платёжный – соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы и всех её платежей за границу в течении определённого периода времени. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 34.

[26] Верно на 25 октября 2002 года

[27] «Банковское дело», 2’2000,В.В.Попков, «К вопросу о конкуренции в банковской сфере», стр.17.

[28] «Банковское дело», 2’2000, Гута Банк уверенно смотрит в будущее, А.Г.Сарибеков, стр. 31.

[29] «Банковское дело», 6’99, Государственное регулирование банковского сектора-уроки кризиса, Г.А.Тосуян, стр.4.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.