Только
если никакое перераспределение объема реализации между сегментами рынка не
позволит монополисту увеличить общую выручку, а следовательно, и прибыль.
Условие (1) верно для распределения любого выпуска. Поскольку дополнительная
единица товара, проданная на любом из сегментов рынка, приносит фирме
одинаковую дополнительную выручку, равную предельной выручке на каждом из
сегментов, предельная выручка фирмы на сегментированном рынке в целом также
будет равна этой величине:
MR1(Q1) = MR2(Q2)
=MRЕ(Q)
(2)
При
этом
Q = Q1 + Q2.
(3)
Следовательно,
кривая предельной выручки монополиста представляет собой горизонтальную сумму
кривых предельной выручки обоих секторов рынка (рис. 2,в). Заметим, ход
приведенных выше рассуждений полностью аналогичен ходу рассуждений, с помощью
которых мы показали, что монополист, осуществляющий выпуск продукции на
нескольких заводах, всегда распределяет свой объем производства между этими
заводами так, что предельные затраты по выпуску продукции на всех заводах равны
между собой.
Попробуем
теперь определить, при каких объемах реализации и ценах на каждом сегменте
рынка монополист получает наибольшую общую прибыль. Рассмотрим рис. 3. Как
известно, монополист получает максимальную прибыль при таком объеме выпуска (Q),
при котором MRЕ = MC. В нашем случае монополист
должен еще распределить этот объем между сегментами рынка, причем оптимальным,
как мы знаем, является такое распределение, при котором MR1 =
MR2 = MRE .Монополист выполняет это
условие (а следовательно, максимизирует общую прибыль), реализовав на первом
сегменте рынка Q1 единиц продукции по цене P1,
а на втором сегменте Q2 по цене Р2.
Рис. 3. Ценовая дискриминация на сегментированном рынке
Цена,
устанавливаемая монополистом на сегменте с более эластичным спросом, ниже, чем
цена на сегменте с менее эластичным спросом: P1 < Р2.
Покажем, что это утверждение справедливо во всех случаях.
MRE = P(1 - 1/ η).
Осуществляющий
ценовую дискриминацию монополист распределяет объем реализации между сегментами
рынка так, что MR1 = MR2. Следовательно,
P1(1 - 1/ η 1) = P2(1
- 1/ η 2).
(4)
Пусть
спрос на первом сегменте более эластичен, чем на втором:
η 1 > η 2.
(5)
Это
означает, что
(1 - 1/ η 1) > (1 - 1/ η 2).
(6)
Тогда
из (4) и (6) следует
P1 < Р2.
(7)
Таким
образом, монополист всегда устанавливает на сегменте с более эластичным
спросом цену ниже, чем на сегменте с менее эластичным спросом.
Из
выражения (4) можно сделать еще один весьма важный вывод. Если эластичность
спроса на обоих сегментах рынка одинакова, то и цены, устанавливаемые
монополистом, также будут одинаковы, т. е. ценовая дискриминация потеряет для
максимизирующего прибыль монополиста всякий смысл. Таким образом, различная
эластичность спроса на разных сегментах рынка является важнейшим условием
для осуществления монополистом ценовой дискриминации.