Рефераты. Ценообразование в мировой торговле

С 1 января 1989 г. вступили в силу реформы структурных фондов ЕС, проведенные в соответствии с Единым Европейс­ким актом (1987г.), которые предусматривают более четкие критерии отбора проектов и усиленное внимания к менее разви­тым регионам ЕЭС (ЕС).

При распределении ресурсов наблюдаются острые разно­гласия, вызываемые, в частности, стремлением каждой страны, имеющей отсталые регионы, получить больше ресурсов из струк­турных фондов. В 1994г. из бюджета ЕС Греции, Испании, Пор­тугалии и Ирландии были предоставлены ресурсы на сумму более 10 млрд. ЭКЮ. Эти противоречия могут обостриться в случае принятия в ЕС ряда восточно-европейских стран, а так­же Мальты и Кипра, изъявивших такое желание. Расширение ЕС привело бы к резкому росту числа регионов, имеющих пра­во на субсидии, поскольку, по существующим правилам, регио­ны с уровнем ВВП на одного жителя менее 75% среднего уровня ВВП на душу населения по ЕС в целом, вправе обращаться за такими субсидиями. По некоторым оценкам, большинству из стран, изъявивших желание вступить в ЕС, потребуется не менее 20 лет, чтобы достичь среднего уровня ВВП на душу населения в целом по ЕС. Международные валютно-финансовые и банковские орга­низации, являясь важной частью институциональной структу­ры мировой экономики, взаимодействуют с организациями, созданными в других ее сферах, в частности с Всемирной торго­вой организацией. Нарастание тенденций к глобализации, уг­лублению интеграционных тенденций в ряде регионов мира, большей либерализации торговых режимов, существенные из­менения в оценке места и роли иностранных инвестиций в экономике страны - все это создает объективную потребность дальнейшего совершенствования деятельности международных валютно-финансовых и банковских институтов. Однако осоз­нание этой потребности, само по себе являющееся противоре­чивым процессом, еще не означает, что усилия по реформированию будут бесконфликтными и быстрыми. Появ­ление в начале следующего века новых стран с мощным эко­номическим потенциалом (например, Китая, Бразилии и т.д.) приведет к изменению баланса сил и в международных валют­но-финансовых и банковских институтах.

10.2 РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

До начала 90-х годов Россия не являлась членом Междуна­родного валютного фонда и Международного банка реконструк­ции и развития. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для других инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также по­зволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами. Весьма важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приоб­щается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом.

Однако вступление в международные организации, в част­ности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выполнение которых требует принятия в ряде случаев трудных политичес­ких решений.

В 1995г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кредит стенд-бай на сумму 4313,1 млн СДР, что равно ее квоте, под осуществление программы стабилизации экономики. Ход реа­лизации программы отслеживался ежемесячно, а не ежеквар­тально, как это обычно принято. Однако отношения России с МВФ  складывались  не   всегда  благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского правитель­ства по реформированию экономики как недостаточные. Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замо­раживал их предоставление. Согласившись с просьбой России в начале 1996 г. о выде­лении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках меха­низма расширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996г. отложил перевод очередной, пятой части 10-миллиардного дол­ларового кредита на сумму 330 млн долларов. В качестве причины указывалось на невыполнение российс­ким правительством условий, ранее согласованных с МВФ:

был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюд­жета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже плани­руемого. Однако в дальнейшем было найдено компромиссное решение. Тем не менее, уже в конце 1996г. ситуация практи­чески повторилась. В октябре 1996г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн. долла­ров. Это решение было принято Фондом после визита в Моск­ву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ программы.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финан­совых средств. В середине 90-х банк предоставлял РФ креди­ты на общую сумму до 2 млрд. долл. в год. Суммарный объем ресурсов, которые банк согласился выделить России, достиг, по данным на 1 сентября 1996г., 6,4 млрд. долл. Только Китай и Индия получают от Всемирного банка больший объем ресур­сов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку  экономических  реформ  в  России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских пред­приятий, приобретая часть их акций.

Сотрудничество России с Европейским банком реконст­рукции и развития в последние годы развивается вполне ус­пешно. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. Одной из крупных программ, суммарная стоимость которой оценивается в 520 млн. долларов, стало создание реги­ональных венчурных фондов. Основная часть средств фондов направляется в предприятия, выпускающие потребительские товары. Запрещается делать вложения в производство табач­ных изделий, алкогольных напитков, оружия, а также в игор­ные дома и ряд других сфер.

Одним из направлений деятельности ЕБРР в России яв­ляется приобретение им акций российских банков, в том чис­ле региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным опе­рациям. ЕБРР сделал вложения (35 млн. долл.) в Токобанк, а также приобрел пакет акций в Российском банке проектного финансирования. Кредитные линии открыты нескольким рос­сийским банкам, в том числе Московскому международному банку, а также Кузбассоцбанку. Партнерство ЕББР с Кузбас-соцбанком в сфере кредитования малого бизнеса, начавшееся еще в 1994г., оказалось достаточно успешным. Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который правительство РФ реализу­ет за счет «Займов от МБРР (200 млн. долл.) и ЕБРР (100 млн.). В результате должна повыситься надежность ряда ведущих российских банков, расшириться и улучшиться набор предоставляемых ими услуг. Как предполагается, за короткий срок (уже к 1998г.) банки, участвующие в проекте, смогут дос­тичь международных стандартов банковской деятельности.

В дальнейшем российские банки-участники проекта смогут воспользоваться средствами двух других займов МБРР и ЕБРР, которые предусматривают стимулирование средне- и долгосроч­ных инвестиций в российскую промышленность.

В ряде случаев ЕБРР принимает на себя риск, от которого отказываются частные коммерческие банки. Примером может служить кредитование банком ряда российских судостроитель­ных компаний.

Россия, переживающая в конце XX века нелегкий период утверждения рыночных начал в экономике, может использо­вать свое членство в международных валютно-кредитных и финансовых организациях для более целенаправленного и быстрого, но в то же время и менее болезненного перехода к новым формам хозяйствования.



11. НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЭО И ВЭД

11.1 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЭО И ВЭД

Международные экономические отношения предполагают не только обеспечение ресурсами и рынками сбыта участвую­щих стран, взаимодополняемость национальных хозяйствен­ных структур, внешнеэкономическую деятельность фирм предпринимателей, но и торгово-политические мероприятия правительства, международных организаций. Государство ак­тивно участвует в развитии внешнеэкономической деятельно­сти путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и объекты этой деятельности. Это воздействие осуще­ствляется с помощью комплекса специальных методов, кото­рые можно разделить на две основные группы: экономические и административные.

Под экономическими методами понимаются прежде всего пошлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, им­портные депозиты, удорожающие ввозимый товар и снижаю­щие его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с местным аналогичным товаром. К администра­тивным методам относятся количественные лимиты, системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок экспортером, специфичес­кие технические требования к товару или упаковке, бюрокра­тическое усложнение таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок (или местных на внешний). Между этими двумя груп­пами средств регулирования внешней торговли имеется прин­ципиальное различие. При использовании экономических средств окончательное право выбора импортного или местного товара, ресурсов сохраняется за потребителем, который руко­водствуются ценой, качеством, условиями поставки продукции или предоставления ресурсов. При использовании админист­ративных средств нарушается рыночный механизм, сокраща­ется ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор про­дукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

11.2 НЕТАРИФНЫЕ (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ) МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД


Нетарифные методы включают широкий круг инструмен­тов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэконо­мическим регулированием, но тем не менее оказывают суще­ственное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетариф­ных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида.

К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:

лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называе­мые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т. д. Первый вид - самый многочисленный и охватывает более половины всех.

Второй вид включает методы, непосредственно не направ­ленные на ограничение внешней торговли и относящиеся боль­ше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: тамо­женные формальности, технические стандарты и нормы, сани­тарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.