I. Сущность государственных ценных бумаг, общие условия их выпуска и обращения, функционирование рынка государственных ценных бумаг
Государственные ценные бумаги ¾ это долговые обязательства эмитента (государства, чаще всего в лице казначейства) перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре.
В мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в качестве инструмента государственного регулирования экономики: как рычаг воздействия на денежное обращение и управления объемом денежной массы; а также как средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов ¾ потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги.
В распространении и обращении государственных ценных бумаг значительную роль играют коммерческие банки, приобретающие и продающие их на фондовых рынках. Такие банки занимают одно из ведущих мест среди держателей рассматриваемых бумаг (так, в США в конце 80-х годов коммерческие банки были держателями рыночных ценных бумаг федерального правительства на сумму примерно 200 млрд. долл., что составляет около 10% общего объема выпущенных в обращение бумаг). Еще более велика роль коммерческих банков как дилеров, через руки которых проходит значительно большее количество государственных ценных бумаг, нежели аккумулируемое ими как держателями.
Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные ¾ в зависимости оттого, обращаются ли они на свободном рынке (первичном и вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.
К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся следующие.
1. Казначейские векселя ¾ краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах одного года со времени их выпуска и реализуемые с дисконтом, т. е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются (либо продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).
2. Среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны ¾ казначейские обязательства, имеющие сроки погашения от одного до пяти лет, выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента.
3. Долгосрочные казначейские обязательства ¾ со сроком погашения до десяти лет и более; по ним оплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т. е. за несколько лет до официального срока погашения.
4. Государственные (казначейские) облигации ¾ по своей природе и назначению близки к среднесрочным и долгосрочным казначейским обязательствам (а иногда с ними даже не разграничиваются). Отдельные виды государственных облигаций, в частности, сберегательные облигации, могут распространяться на нерыночной основе.
5. Особые виды нерыночных государственных ценных бумаг в виде иностранных правительственных серий, серий правительственных счетов, серий местных органов власти (например, в советской экономике широкое распространение получили беспроцентные товарные облигационные займы).
Таким образом, займы можно классифицировать:
1) в зависимости от эмитента;
2) от характера выплаты доходов:
· выигрышные;
· целевые;
· беспроцентные;
· с фиксированным и плавающим процентом;
· с единовременной суммой выплаты и по частям;
· бескупонные, где доход равен разнице цены покупки и погашения;
3) по предназначению:
· для населения;
· для юридических лиц;
4) по характеру оформления:
· государственные ценные бумаги (бумажная форма / безбумажная);
· договором (для внешних займов);
· ценные бумаги свободно обращающиеся на рынке и займы нерыночного характера.
В последние годы стал быстро развиваться российский рынок государственных ценных бумаг. В этой связи стоит еще раз вспомнить об оригинальной версии государственных ценных бумаг в виде принудительно распределявшихся в СССР облигаций государственных займов, а также о нелегальном рынке подобных облигаций, на котором они скупались за бесценок.
Однако, ближе к собственно рынку государственных ценных бумаг подошли облигации «золотого» займа, не только продававшиеся, но и покупавшиеся сберегательными банками. Но инфляция подорвала основы их функционирования. Официальные цены на эти государственные ценные бумаги назначались госорганами в виде не только цен продажи, но и цен скупки (облигаций) и выкупа товарных облигационных займов (продолжающегося до сих пор).
Некое подобие рынка государственных ценных бумаг возникло в связи с созданием вторичного рынка купли-продажи приватизационных чеков ¾ «ваучеров». Цена первичного рынка ¾ 10 тыс. руб. за «ваучер», учитывая и то, что она не взымалась с приобретателей этой ценной бумаги, оказалась весьма условной. А вот вторичные рынки продемонстрировали применительно к этому виду государственных ценных бумаг возможность действия рыночного механизма ценообразования.
«Ваучеризация» ознаменовала начало реального процесса становления российского рынка государственных ценных бумаг. Сегодня наблюдается довольно быстрое расширение емкости этого рынка, т.е. объема проводимых на нем операций. Все большее число юридических и физических лиц стремится выйти на этот развивающийся сектор отечественного финансового рынка в качестве и покупателей, и продавцов. Некоторые из них становятся подлинными инвесторами, рассчитывая на часть доходов от дел, в которые вложены деньги, затраченные на приобретение ценных бумаг. Значительное же количество участников рынка государственных ценных бумаг предпочитает видеть в них лишь оптимальное орудие спекулятивных операций (тем более, что рынок негосударственных ценных бумаг принес многим разочарования и прямые потери).
Несмотря на это, в настоящее же время рынок государственных ценных бумаг уже в достаточной степени развит: существует целый ряд различных по своей сути государственных обязательств, которые могут являться объектами ценообразования.
1. Облигации федерального займа (для юридических лиц). Срок обращения более 1 года (378 дней), безбумажная форма выпуска. Все операции по ним ведутся на счете-депо. Выплачивается переменный ежеквартальный доход. Купонные среднесрочные ценные бумаги.
2. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Выпущены в обращение государственные краткосрочные облигации со сроком обращения 3, 6 и 12 месяцев, с июля 1994 г. эмиссия трехмесячных облигаций проводится дважды в месяц, а шестимесячных и годовых ¾ ежемесячно. По этому виду облигаций процентные выплаты не производятся, так что доход по ним в течение всего периода обращения равен дисконту, т. е. разнице между номиналом и ценой продажи на первичном рынке. Естественно, что для отдельного владельца облигации, приобретающего ее на первичном или вторичном рынке, доход определяется как разность между ценой последующей продажи (или погашения) и ценой покупки.
Доходность различается по сериям, безбумажная форма.
Начальные крупные сделки с ГКО совершаются в торговой системе Московской межбанковской валютной биржи, а также на Центральной фондовой бирже (некоторое время операции с ГКО велись и на Московской товарной бирже ¾ ВДНХ). К торгам допускаются уполномоченные дилеры, которые либо оперируют собственными денежными средствами и облигациями, либо выступают от лица клиентов. Доход, полученный от продажи ГКО, не облагается налогами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6