Достигнутый прогресс в области финансовой стабилизации позволил установить в 1997 году границы "валютного коридора" на весь год. С учетом возможных незначительных отклонений от вероятного сценария экономического развития в 1997 году значения верхней и нижней границ допустимого изменения валютного курса, установленные совместным Заявлением Правительства Российской Федерации и Банка России, составили на начало года 5500 и 6100 рублей за доллар США, а на конец года - соответственно 5750 и 6350 рублей за доллар США.
Стабилизация основных макроэкономических показателей, возросшая устойчивость российского финансового рынка поставили перед Банком России новые задачи в области реализации государственной курсовой политики. Правительство Российской Федерации и Банк России 10 ноября 1997 года в совместном заявлении объявили о переходе от практики установления ежегодных ограничений изменения курса рубля к определению среднесрочных ориентиров динамики курса национальной валюты. Правительство Российской Федерации и Банк России средствами бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики будут поддерживать такие условия на валютном рынке, что в ближайшие несколько лет, как минимум в 1998-2000 годах, центральный обменный курс российского рубля будет находиться на уровне 6,2 рубля (с учетом деноминации) за 1 доллар США, а его возможные отклонения не превысят 15% от этого значения. При этом будет обеспечен плавный, исключающий скачки валютного курса переход к новому этапу валютной политики. Вместе с тем Банк России считает, что в отдельные промежутки времени обменный курс рубля может испытывать существенное воздействие внутренних и внешних факторов, что будет проявляться в большей его гибкости в рамках указанных выше параметров.
В 1998 году в число важнейших задач Банка России в области политики валютного курса будут входить:
- повышение внешней и внутренней стабильности национальной валюты,
- обеспечение процесса дедолларизации российской экономики за счет содействия динамичному развитию всех секторов финансового рынка и повышения привлекательности для населения сбережений в национальной валюте,
- создание условий для улучшения структуры платежного баланса, а также для активизации инвестиционного процесса.
Совершенствование нормативной базы валютного регулирования и валютного контроля - это объективный процесс, диктуемый интенсивностью развития валютных отношений в стране и определяемый стратегией государственной экономической и валютной политики, которая направлена на обеспечение устойчивости кредитно-финансовой системы страны и защиты национальной валюты.
В текущем году Банком России была проделана серьезная работа по разработке нормативно-правовых актов, регулирующих обращение валютных ценностей как внутри страны, так и в сфере ее внешнеэкономической деятельности. Основное внимание было сконцентрировано на выработке более эффективных механизмов регулирования валютных операций, упорядочении и усилении учетно-контрольных функций органов и агентов валютного контроля, а также на обеспечении защиты банковской системы от проникновения нелегального капитала. Это явилось главным направлением развития валютного законодательства в 1997 году.
Банк России активно участвовал в разработке базовых, системообразующих нормативных актов.
Речь идет, в первую очередь, о проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
Сохраняя в целом преемственность основных принципов валютного регулирования и валютного контроля, новая редакция Закона более широко определяет виды и порядок проведения валютных операций, включая операции на фондовом и срочном рынке. Устанавливает более широкий перечень валютных операций, связанных с движением капитала, а также определяет органы, их регулирующие.
После принятия Россией на себя обязательств по Статье VIII Статей Соглашений МВФ, снятия ограничений на конвертацию рубля по текущим операциям и обеспечения внутренней конвертации в условиях начавшейся либерализации в области привлечения иностранного капитала значительно изменился статус национальной валюты. Это нашло отражение в проекте нового Закона. При осуществлении расчетов в области внешнеэкономической деятельности рубль признается валютной ценностью, что позволит распространить систему валютного контроля на сферу платежно-расчетных отношений между резидентами и нерезидентами, при осуществлении которых в качестве средства платежа используется национальная валюта. Закон предусматривает обязательную для резидентов репатриацию в страну валютной выручки от экспортных операции при одновременном упрощении условий импорта капитала в Российскую Федерацию. Кроме того, проект Закона разграничивает и упорядочивает полномочия Банка России и других органов и агентов валютного контроля, усиливает роль уполномоченных банков как агентов валютного контроля при усилении в то же время контроля за их деятельностью со стороны Банка России, а также устанавливает ответственность субъектов хозяйственной деятельности и четкую систему санкций за нарушения валютного законодательства.
В то же время, используя существующую законодательную базу, Банк России приступил к организации работы по защите банковской системы от преступности. Одним из первых шагов в этом направлении стал выход в июле 1997 г. "Методических рекомендаций по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации" (Письмо Банка России от 3.07.97 № 479). В процессе работы над Рекомендациями Банк России использовал зарубежный опыт и рекомендации ФАТФ.
Осуществляя регулирование и контроль за внешнеторговыми операциями резидентов, Банк России в 1997 г. распространил существующую систему таможенно-банковского контроля на внешнеторговые сделки, предусматривающие поставки товаров в счет государственных кредитов. Вместе с тем Банк России отмечает недостатки действующей системы контроля экспортно-импортных операций, например, неурегулированность реэкспортных, реимпортных операций и услуг, а также недостаточную оперативность и гибкость системы таможенно-банковского контроля. Статистические данные свидетельствуют о сохранении значительного числа нарушений валютного законодательства в этой области. Так, отношение необоснованных непоступлений валюты за поставки товаров к запланированной в соответствии с условиями контрактов валютной выручке ежегодно составляет около 7-10%, а из общей стоимости оплаченных авансом товаров в установленные сроки не поступает около 30%. В результате сумма валютных средств, переведенных резидентами за границу с нарушениями порядка совершения внешнеторговых операций, ежегодно оценивается примерно в 8-10 млрд. долларов. Учитывая это, Банком России в настоящее время проводится работа по созданию системы мониторинга репатриации в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных операций и платежей по импортным операциям с целью оперативного выявления и принятия адекватных мер по фактам нарушения валютного законодательства.
Одним из важнейших объектов контроля остается рынок наличной иностранной валюты. В этой области создана наиболее разносторонняя нормативно-правовая база, регламентирующая процедуру открытия и режим работы обменных пунктов, порядок совершения и учета ими валютно-обменных операций, а также порядок ввоза-вывоза уполномоченными банками через таможенную границу Российской Федерации наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте. В 1997 г. Банком России были выпущены новые нормативные документы, конкретизирующие проведение отдельных видов валютных операций, а также их учет в обменных пунктах. В частности, за счет операций размена платежных денежных знаков, а также замены и покупки за рубли неплатежных денежных знаков иностранного государства был расширен круг операций для обменных пунктов, по которым оформляются документы первичного учета.
Кроме того, было разработано и выпущено Положение "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" (от 25.06.97 № 62). Согласно этому документу клиентам предоставлено право покупать без разрешения Банка России иностранную валюту для оплаты командировочных расходов в безналичном порядке за рубли через уполномоченные банки. После снятия наличной валюты со счета она не может быть использована на иные цели, кроме командировочных расходов. Положение определило правила совершения таких операций юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (резидентами и нерезидентами) и коммерческими банками, не имеющими лицензии Банка России на проведение валютных операций, а также установило отчетность уполномоченных банков и филиалов при проведении этих операций. Наряду с этим в настоящее время Банком России разрабатывается Положение "О порядке выпуска кредитными организациями банковских платежных карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", в котором юридическим лицам будет предоставлено право использования корпоративных пластиковых карт для оплаты командировочных расходов.
В области регулирования и контроля валютных операций, связанных с движением капитала, развитие нормативной базы происходило в направлении постепенного упрощения порядка совершения резидентами отдельных видов таких операций при одновременном усилении учетных и контрольных функций за ввозом и вывозом небанковского капитала. С учетом ограниченности внутренних инвестиционных ресурсов, продолжающегося снижения инвестиционной активности и в целях создания условий, способствующих притоку долгосрочных иностранных инвестиций, Банк России Положением от 7.07.97 № 482 "0 регистрационном порядке оплаты иностранными инвесторами участия в уставном (складочном) капитале организаций-резидентов Российской Федерации" предельно упростил порядок их совершения, перейдя от применяемой практики выдачи резидентам лицензий или разрешений к регистрационному порядку проведения операций по переводу и конверсии иностранной валюты для осуществления иностранных инвестиций в уставные капиталы российских предприятий. Указанный порядок распространен на инвестиции в иностранной валюте, вносимые нерезидентами в уставные капиталы организаций путем приобретения акций и оплаты долей (паев) в уставном капитале или имуществе при создании организации, а также при увеличении размера ее уставного капитала. В то же время пока действие данного Положения не распространяется на инвестиции в другие ценные бумаги и в банковский капитал, а также на инвестиции, осуществляемые через вторичный рынок. Облегчая процедуру операций по привлечению долгосрочных иностранных инвестиций, Банк России одновременно исходил из необходимости усовершенствования функций учета этих процессов, а также анализа их влияния на развитие экономики России.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7