Главные и нижестоящие распорядители кредитов наделены разными правами в области использования кредитов. Главные распорядители кредитов имеют право расходовать бюджетные средства на содержание возглавляемого ими учреждения, на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно этим учреждением, а также распределять предоставленные им бюджетные ассигнования между нижестоящими распорядителями кредитов.
Нижестоящие распорядители кредитов могут использовать выделенные им кредиты для нужд собственных (подчиненных им) учреждений и перераспределять кредиты между руководимыми ими учреждениями. Руководители отдельных предприятий, объединений и организаций получают бюджетные кредиты только для непосредственного использования.
Открытие кредитов представляет собой документальное оформление фактического права главных распорядителей кредитов расходовать с бюджетных счетов в учреждениях банков средства, выделенные по соответствующим бюджетам. Бескредитные расходы могут производиться в особых случаях, специально оговоренных действующим законодательством Украины.
Каждый бюджетный кредит имеет строго целевое назначение.
Кредиты предоставляются распорядителям кредитов не автоматически под годовой план, а в соответствии с квартальными распределениями, по мере выполнения производственных планов, заданий и при соблюдении заранее оговоренных условий. Обязательным условием открытия кредита является наличие утвержденных финансовых планов для хозяйствующих субъектов и смет затрат для бюджетных учреждений.
Бюджетные кредиты открываются, как правило, на квартал в пределах предусмотренных финансовых ассигнований. Кредиты открывают отдельно на каждый раздел, характеризующий ту или иную отрасль (здравоохранение, просвещение, управление, прокуратура и суд и др.).
Открытие кредитов производится по специальным формам – расходным расписаниям.
В практической деятельности имеются три типа расходных расписаний:
1. Расходное расписание по финансированию учреждений, состоящих на бюджете.
2. Расходное расписание по финансированию хозяйствующих субъектов.
3. План финансирования (для финансирования капитальных вложений или геологоразведочных работ).
При открытии кредитов бюджетным организациям в расходном расписании осуществляется распределение кредитов по параграфам (характеризующим типы учреждений), а также по некоторым статьям расходов (заработная плата, стипендии, приобретение медикаментов, приобретение оборудования) в соответствии с бюджетной классификацией.
Для предприятий и хозяйственных организаций кредиты открываются отдельно расходным расписанием по каждой статье расходов – целевому назначению средств.
Перевод открытых бюджетных кредитов подведомственным учреждениям осуществляется главными распорядителями кредитов по бюджетным поручениям.
Открытие кредитов производится в строгом соответствии с планом: годовым бюджетом, утвержденным квартальным распределением бюджета, бюджетной росписью. Между тем открытие кредитов производится не автоматически, а в меру выполнения плана по расходованию кредитов, с учетом фактической потребности в бюджетных ассигнованиях.
Характерно, что открываемые кредиты не могут превышать утвержденные суммы бюджетных назначений. Увеличение кредитов в каждом случае производится только по решению соответствующих органов власти или же исходя из бюджетных прав, предоставленных действующим законодательством Украины финансовым органам и главным распорядителям кредитов (перемещение кредитов в определенных размерах из квартала в квартал, либо с одного параграфа на другой). Уточнение потребности в кредитах производится с учетом хода выполнения плана по соответствующим показателям при наличии бюджетных резервов и неиспользованных кредитов, а также имеющихся возможностей для мобилизации внутренних ресурсов. С учетом этих факторов определяется фактическая потребность в кредитах, которые предстоит открыть их главным распорядителям.
Финансовые органы имеют право уменьшить по сравнению с планом размеры открываемых кредитов в случаях: неукомплектованности численности работников бюджетных учреждений по сравнению с утвержденной по штату; невыполнения плана по сети, по контингентам бюджетных учреждений, перевыполнения плана поступления средств родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, наличия в бюджетных учреждениях сверхнормативных запасов материальных ценностей на начало года и др.
Для правильной организации работы по открытию кредитов большое значение имеют ее сроки. Бюджетный период (время совершения процесса исполнения бюджета) установлен в Украине с 1 января по 31 декабря, т.е. полностью охватывает календарный год.
При осуществлении бюджетного финансирования допускается передвижение кредитов. Оно означает изменение целевого назначения бюджетных средств путем увеличения ассигнований по одним видам расходов или распорядителям кредитов за счет уменьшения по другим видам расходов или распорядителям кредитов. Правом передвигать кредиты наделяются распорядители кредитов в пределах, установленных действующим законодательством Украины.
Исполнение бюджета предусматривает создание резервных фондов. Эти фонды образуются в Государственном бюджете и в бюджетах местных Советов народных депутатов для неотложных расходов по народному хозяйству, социально-культурным и другим мероприятиям, не предусмотренным бюджетом. Размеры этих фондов определяются при утверждении бюджетов. Так, в Государственном бюджете Украины на 1994 г. размер резервного фонда составлял 0,3%, а на 1997 г. - 0,9% всех расходов Государственного бюджета.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включенные в бюджет текущих расходов. Советы народных депутатов, Верховный Совет Украины устанавливают предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то может вводиться механизм секвестра расходов.
Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и более процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (расходы на заработную плату, стипендии и т. д.), состав которых определяется Верховным Советом Украины.
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
В соответствии с Указом Президента Украины с 1995 г. в Украине начало свою деятельность Государственное казначейство Украины. К настоящему времени созданы уже 27 областных управлений казначейства (25 областных, а также городов Киева и Севастополя), и структуры казначейства на уровне районов. Архитектура казначейства построена по территориальному принципу, так же Как у местных финансовых органов.
В основу деятельности казначейства положен принцип единство кассы бюджета, с переходом от практики исполнения бюджета по ведомственному принципу к исполнению его по территориальному принципу (через систему территориальных органов казначейства). Сбор государственных доходов, финансирование расходов Госбюджета, распределение и перераспределение финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы предполагается осуществить через казначейские счета областей и регионов, открытые в отделениях Национального банка Украины.
С вводом казначейства организуется параллельный ежедневный контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств НБУ и Государственным казначейством Украины. Для осуществления контроля объединяются электронные платежные системы НБУ и казначейства. Такое объединение позволит обеспечить казначейству получение оперативной информации и проведение оперативного перерасчета бюджетных средств.
Казначейство создано на пересечении четырех служб, которые сегодня обслуживают кассовое исполнение бюджета: Министерства финансов, налоговой администрации, Национального банка Украины и коммерческих банков.
От банков казначейство принимает на себя функции аккумулирования и доведения по назначению средств от субъектов предпринимательства. До сего времени коммерческие банки собирали средства в виде налоговых платежей и разных отчислений в Государственный бюджет, аккумулируя их на транзитных счетах, а затем распределяя между Государственным и местными бюджетами и перечисляя "наверх" до уровня Министерства финансов. Там эти средства распределялись между учреждениями бюджетной сферы и отправлялись обратно на места. Поскольку перевод этих средств занимал в среднем 4-7 дней, то вследствие этого ежедневно "не работало" 10 - 12 трлн. крб. (0,1 - 0,12 млн. грн.).
Казначейство принимает на себя также определенные обязанности налоговой службы. По мере утверждения структуры казначейства к нему полностью перейдет учет и контроль за средствами, поступающими в Государственный бюджет. Налоговой администрации останутся функции, связанные с контролем за сбором средств в местные бюджеты. Это вызвано тем, что в настоящее время со стороны налоговых служб не обеспечивается полнота поступлений доходов бюджета. По оценкам экспертов Кабинета Министров Украины, с 40 -50% доходов, подлежащих налогообложению, налоги собрать не удается.
В качестве важнейшей функции казначейства выступает также то. что оно призвано обеспечивать согласно закону эффективное распределение бюджетных средств, выполняя тем самым обязанности Министерства финансов.
Основными задачами казначейства являются:
- организация .исполнения Государственного бюджета Украины и осуществления контроля за ним;
- управление имеющимися средствами Государственного бюджета, в том числе в иностранной валюте, а также средствами государственных бюджетных фондов в пределах расходов, установленных на соответствующий период;
- финансирование расходов Государственного бюджета Украины;
- ведение учета кассового исполнения Государственного бюджета Украины, составление отчетности о состоянии исполнения Государственного бюджета Украины; - осуществление управления государственным внутренним и внешним долгом в соответствии с действующим законодательством;
- распределение между Государственным бюджетом Украины и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отчислений от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей по нормативам, утвержденным Верховным Советом Украины;
- осуществление контроля за поступлениями, использованием средств государственных внебюджетных фондов;
- разработка нормативно-методических документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации исполнения бюджетов всех уровней, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций, использующих бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов.
На основе "Положения о Государственном казначействе" Государственное казначейство Украины состоит из Главного управления и его территориальных органов - управлений Государственного казначейства в Автономной республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе с отделениями в районах, городах и районах в городах.
Главное управление Государственного казначейства в соответствии с заданиями, возложенными на казначейство:
- организует и осуществляет исполнение Государственного бюджета, исходя из принципа единства казначейского счета;
- осуществляет руководство территориальными органами Государственного казначейства;
- ведет сводные реестры распорядителей кредитов Государственного бюджета Украины, государственных внебюджетных фондов и расчетов территориальных органов Государственного казначейства в учреждениях банков;
- осуществляет управление доходами и расходами Государственного бюджета, проводит операции с имеющимися бюджетными средствами, в том числе в иностранной валюте, в пределах росписи доходов и расходов Государственного бюджета;
- осуществляет по поручению Кабинета Министров Украины и Минфина операции с иными средствами, которые поступают в распоряжение правительства Украины;
- организует и осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств Государственного бюджета, определяет на основе действующего законодательства размеры их текущего использования в пределах, утвержденных на соответствующих период расходов;
- доводит до главных распорядителей средств и территориальных органов Государственного казначейства объемы ассигнований, которые выделяются из Государственного бюджета;
- организует распределение между Государственным бюджетом и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отчислений от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей по нормативам, утвержденным Верховным Советом Украины, а также перечисления местными бюджетами принадлежащих им обозначенных отчислений;
- организует и осуществляет взаимные расчеты между Государственным бюджетом и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя;
- ведет сводный бухгалтерский учет средств Государственного бюджета на счетах Государственного казначейства;
- организует и осуществляет сборы, свод и анализ финансовой отчетности о состоянии исполнения Государственного и сводного бюджета, подает указанную отчетность Верховному Совету Украины, правительству Украины и Минфину;
- осуществляет вместе с Национальным банком Украины и Минфином управление государственным внутренним и внешним долгом и проводит их обслуживание в соответствии с текущим законодательством;
- регулирует финансовые взаимоотношения между Государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, организует и осуществляет контроль за поступлениями, движением и использованием средств этих фондов;
- в случаях необходимости подает Минфину предложения о сокращении расходов Государственного бюджета;
- разрабатывает и утверждает нормативно - методические и инструктивные документы по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации исполнения бюджетов всех уровней;
- разрабатывает проекты законодательных и других нормативных актов по вопросам, принадлежащим Государственному казначейству;
- организует работу территориальных органов Государственного казначейства, связанную с исполнением действующего законодательства Украины по вопросам использования Государственного бюджета, поступления и расходования средств внебюджетных государственных фондов;
- организует повышение квалификации работников органов Государственного казначейства в соответствии с действующим законодательством;
- проводит ревизию деятельности территориальных органов Государственного казначейства;
- устанавливает связи с международными финансово-банковскими учреждениями, а также казначействами других стран, изучает опыт организации их деятельности и готовит предложения о его использовании в Украине.
Отделения Государственного казначейства в районах, городах, районах в городах:
- осуществляют исполнение соответствующих показателей Государственного бюджета и контроль за поступлением, движением и использованием государственных внебюджетных фондов в части, обозначенной Главным управлением Государственного казначейства;
- обеспечивают в соответствии с установленными размерами ассигнований и кассовым планом целевое финансирование расходов государственных внебюджетных фондов;
- осуществляют прогнозирование и кассовое планирование средств Государственного бюджета;
- распределяют между Государственным бюджетом и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отчислений от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей по нормативам, утвержденным Верховным Советом Украины, а также перечисляют местным бюджетам принадлежащие им суммы средств от обозначенных отчислений;
- осуществляют по представлению государственных налоговых администраций возвращение лишне уплаченных денег за счет средств Госбюджета;
- осуществляют сбор, контроль, свод и предоставление вышестоящим органам Государственного казначейства финансовой отчетности о состоянии исполнения показателей Государственного бюджета соответствующим регионам;
- проводят работу, связанную с осуществлением контроля за соблюдением действующего законодательства Украины по вопросам исполнения Государственного бюджета, поступлениями и расходованием средств государственных внебюджетных фондов;
- готовят и подают в случаях необходимости предложения вышестоящим органам Государственного казначейства о сокращении расходов Государственного бюджета;
- осуществляют мероприятия относительно подбора, расстановки, воспитания, профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.
Органы Государственного казначейства имеют право:
- открывать в учреждениях банков счета по доходам и расходам Государственного бюджета;
- получать в банковской системе на договорных условиях внутригодовой кредит в пределах, установленных законодательным актом о Государственном бюджете на соответствующий год для покрытия временных кассовых разрывов Государственного бюджета: проводить операции относительно размещения государственных ценных бумаг, их погашения и выплаты дохода по ним;
- получать от учреждений банков ведомости о состоянии текущих бюджетных счетов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, которые использует средства Государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- прекращать финансирование из Государственного бюджета предприятий, учреждений и организаций в случае выявления фактов нарушения установленного порядка исполнения Государственного бюджета с уведомлением об этом руководителей соответствующих министерств и ведомств.
Главное управление Государственного казначейства и его территориальные органы в своей деятельности взаимодействуют с министерствами и другими центральными органами государственной исполнительной власти, Национальным банком, учреждениями других банков, государственной налоговой службой, местными финансовыми органами, государственной контрольно-ревизионной службой Украины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
ЛИТЕРАТУРА:
Страницы: 1, 2, 3, 4