Рефераты. Бюджетные расходы, их состав и структура

50,78

110,0

Итого:

149,1

129,1

86,6

197,9

207,4

104,8

Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в бюджете на 2007 г. в реальном выражении (в сопоставимых ценах) по образованию, здравоохранению, спорту, культуре, кино, СМИ. По блокам ЖКХ и социальная политика фиксируется снижение затрат в относительном выражении на 10,3% и на 5% (табл.6).

Незначительные темпы роста расходов на социальную сферу в федеральном бюджете во многом можно объяснить все большей передачей полномочий на территориальный уровень. В целом расходы на социальные цели в федеральном  бюджете составят в 2007 г. 9,4% ВВП, а в консолидированном – около 12% ВВП. Это больше, чем в 2006 году, однако существенно меньше (приблизительно на 40%) от минимального уровня расходов на социальные нужды, рекомендованного Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995 г.), в соответствии с которой уровень расходов на социальные нужды должен составлять не менее 20% ВВП.


Таблица 6

Финансирование приоритетных национальных проектов в социальной сфере

 

Расходы (млрд. руб.)

Рост по сравнению с 2006 г. в реальном выражении

Доля в расходах федерального бюджета

Доля в ВВП,

в %

2006 закон

2006 уточн.

2007 закон

закон

уточн.

2006 закон

2006 уточн.

2007 закон

2006 закон

2006 уточн.

2007 закон

ЖКХ

38,88

53,47

53,02

118,5

162,9

0,91

1,24

0,91

0,16

0,2

0,16

Образование

201,59

208,14

277,94

127,7

123,6

4,72

4,81

5,1

0,83

0,76

0,89

Здравоохранение и спорт

149,1

156,16

206,37

127,8

122,0

3,49

3,61

3,77

0,61

0,57

0,66

Культура, кино, СМИ

51,248

51,243

67,80

117,4

117,4

1,2:

1,19

1,19

0,21

0,19

0,21

Социальная политика

205,25

217,29

215,57

95,0

89,7

4,81

5,03

3,86

0,84

0,8

0,68

Итого

646,07

686,3

820,7

115,9

109,2

15,13

15,88

14,83

2,65

2,52

2,6

Среди стран, по которым имеются данные Международного Валютного Фонда, Россия имеет самый низкий удельный вес социальных расходов в со­ставе расходов консолидированного бюджета (ниже 40%). Она расходует на социальные нужды всего менее 20% ВВП. При этом в европейских развитых странах социальные затраты составляют 30-40% ВВП, а в бывших социалистических странах Восточной Европы 20-30%. Проведенный анализ приводит к выводу о несоответствии государственных финансовых потоков в России общепризнанным мировым приоритетам социально-экономического развития.















Глава 3. Оптимизация расходной части бюджета и приоритетные направления расходования бюджетных средств на среднесрочную перспективу

 

3.1 Проблемы финансирования бюджетных расходов и пути их решения

Основными задачами в области бюджетных расходов являются:

- сокращение числа федеральных целевых программ, обеспечение концентрации средств бюджета по наиболее эффективным и социально значимым проектам;

- снижение расходов на содержание государственного аппарата;

- продолжение децентрализации инвестиционного процесса через расширение государственно-коммерческого финансирования проектов;

- повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс путем концентрации их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

- снижение уровня дотаций отдельным отраслям;

-усиление контроля за использованием бюджетных средств;

- обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

При реализации расходной бюджетной политики до сих пор преобладает экстенсивный подход. За счет бюджетных средств содержится обширная сеть бюджетных учреждений, однако цели ее функционирования, система оценки результативности и эффективности до сих пор не разработаны. Условно существующие проблемы, влияющие на финансовый механизм в рассматриваемой, «объединены в четыре крупные группы: историческо-психологические, политические, финансовые, институциональные»[3]. К первой группе отнесены проблемы, связанные с восприятием населением проводимых реформ, которые объясняются имеющимся опытом получения социальных услуг (возрастная его часть населения психологически не готова к переходу на новый механизм получения социальных услуг. Во вторую группу объединены проблемы, связанные с деятельностью государства в разработке стратегии развития социальной сферы:

1) отсутствие четкости в определении статуса государства в социальной сфере;

2) отсутствие единой концепции развития социальной сферы;

3)отсутствие взаимосвязи в выработке решений между различными сферами деятельности.

К третьей группе проблем социальной сферы следует отнести проблемы, связанные с обеспечением отрасли финансовыми ресурсами. В четвертую группу включены проблемы организации финансовых отношений в части предоставлении социальных услуг и взаимодействия между различными секторами в данной сфере деятельности. Институциональные проблемы, характерные для социальной сферы России, заключаются в следующем:

1) оставшаяся с советского периода сеть бюджетных учреждений, рассчитанная на всеобщее социальное обеспечение, является потребителем значительного количества бюджетных ресурсов, что необоснованно завышает затратность социальной сферы без получения необходимой отдачи;

2) социальная сфера по-прежнему остается в основном государственным сектором, который развивается экстенсивным путем.

Систематизировав (табл.7) проблемы построения эффективного механизма финансирования социальных бюджетных расходов с учетом специфики социальных расходов, можно предложить для каждой из проблем возможные пути решения.

Формирование негосударственного сектора в социальной сфере возможно по трем направлениям:

1)сокращение числа государственных социальных учреждений путем преобразования государственных учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в иные негосударственные организационно-правовые формы;

2)стимулирование развития негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги;

3) приобретение социальных услуг у негосударственных организаций посредством осуществления социального заказа.

Для осуществления этого процесса необходимо вначале произвести инвентаризацию бюджетных учреждений социальной сферы. В рамках данной работы следует выявить государственные учреждения со следующими характеристиками: оказывающие услуги в объеме, менее чем 50% от потенциальной мощности; доля внебюджетных доходов в общем объеме которых составляет более 50%; организации со среднесписочной численностью менее 10 человек. Далее, необходимо определить количество государственных учреждений, которые должны оказывать бесплатные социальные услуги за счет средств перераспределяемых через бюджетную систему.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.