Федеральный бюджет активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.
Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.
Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.
Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год. [10, с. 83]
Самый последний федеральный бюджет на 2007 год был утверждён Государственной Думой РФ 24 ноября 2006 года, одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 года и закреплён Федеральным законом от 19.12.2006 №238 ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год”.
2.1.1 Доходы федерального бюджета
Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
В доходы федерального бюджета зачисляются:
· собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· собственные неналоговые доходы;
· остаток средств на конец предыдущего года;
· доходы от бюджетных фондов;
· прочие доходы.
Таблица 2 – Доходы Федерального бюджета РФ в 2005-2007 годах. [1,2,3]
Доходы
Сумма, тыс. руб.
2005
2006
2007
Доходы всего
3 326 041 100,0
5 046 058 500,0
6 964 835 200,0
Налоговые доходы
2 719 455 300,00
4 275 407 400,00
5 958 295 600,00
Из них:
Налог на прибыль
259 003 300,0
344 838 100,0
580 408 800,0
Налоги и взносы на социальные нужды
266 500 000,0
302 090 200,0
368 773 900,0
Налоги на товары работы услуги реализуемые на территории РФ
791 822 600,0
1 212 247 500,0
1 485 042 900,0
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
483 035 600,0
753 309 000,0
1 068 990 200,0
Доходы от ВЭД
919 093 800,0
1 662 922 600,0
2 455 079 800,0
Неналоговые доходы
136050800,00
180 178 600,00
4 989 700,00
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
73 004 000,0
85 769 000,0
99 780 600,0
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
58 083 700,0
89 837 800,0
118 694 600,0
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
874 500,0
1 328 300,0
2 231 300,0
Прочие неналоговые доходы
4 088 600,0
3 243 500,0
2 758 400,0
К налоговым доходам относятся:
· предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, пени и штрафы;
· таможенные пошлины, таможенные сборы;
· государственная пошлина.
К неналоговым доходам относятся:
· доходы от использования имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;
· доходы от продажи имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;
· доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;
· доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд;
· иные неналоговые
Федеральные налоги, средства от которых поступают в федеральный бюджет, устанавливаются федеральным законом. Федеральный закон устанавливает пропорции (доли) распределения налоговых поступлений в порядке бюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. Такое распределение утверждается Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.
Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.
В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, установленным Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги – это непосредственное (прямое) изъятие части доходов налогоплательщика (налог с населения, налог на прибыль предприятий и др.). Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.). Налоги – главный источник формирования доходов федерального бюджета.
2.1.2 Расходы федерального бюджета
Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1. по экономической роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2. по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.
Таблица 3 – Расходы Федерального бюджета РФ в 2007 году. [3]
Расходы
Удельный вес в % от суммы расходов
Расходы всего
5 463 479 900,0
-
Общегосударственные вопросы
808 196 478,2
14,79
Национальная оборона
822 035 929,6
15,05
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
662 867 227,2
12,13
Национальная экономика
497 229 532,4
9,10
Жилищно-коммунальное хозяйство
53 024 456,1
0,97
Образование
277 939 330,1
5,09
Здравоохранение и спорт
206 373 527,5
3,78
Социальная политика
215 565 757,4
3,95
Межбюджетные трансферты
1 844 346 454,2
33,76
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9