Рефераты. Бюджетная система и развитие межбюджетных отношений

   При рассмотрении законопроекта в четвертом чтении рассматриваются поправки к законопроекту, а также поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита федерального бюджета.

   Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня его принятия передается на рассмотрения и принятия Советом Федерации Федеральный закон о федеральном бюджете на планируемый год передается на рассмотрение Президента РФ для подписания и обнародования.

   Порядок рассмотрения и утверждения представительными органами территорий бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов аналогичен рассмотренным выше процедурам.

6.4           Исполнение бюджета

   Исполнение бюджета – это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики.

   Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

1)      единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;

2)      обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

   Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по квартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

   В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

   Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

1)      Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств.

2)      Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

3)      Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств.

4)      Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам.

  В РФ с 1992г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

   Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:

·        организация исполнения федерального бюджета;

·        контроль за его исполнением;

·        управление бюджетными доходами и расходами;

·        регулирование межбюджетных отношений;

·        финансовое исполнение внебюджетных фондов;

·        управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов РФ;

·        осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

   Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:

·        отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;

·        централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета;

·        совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетов.

   Исполнение федерального бюджета по доходам включает:

·        перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства;

·        распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;

·        возврат излишне уплаченных сумм доходов;

·        учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.

   Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органами власти.

6.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их                    

 утверждение

   Одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными органами власти, является последующий контроль, проводимый данными органами в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджетов.

   Для контроля за исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган – Счетную палату РФ, которая участвует также и в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета.

   Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств готовит орган, исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета является Министерство финансов РФ.

   Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату РФ Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня текущего года вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

·        отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

·        отчетами Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов, о предоставленных государственных гарантиях;

·        отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

·        отчетом о доходах, полученных от использования гос-имущества;

·        сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

·        годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

·        реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

·        отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

   Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по ответу в течение 4,5 месяцев после представления Правительством РФ отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении либо отклонении отчета.

7.  Развитие межбюджетных отношений

   Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

   Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

   Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

·        распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

·        разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

·        равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

·        выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

·        равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

   В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты.

   В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

   Бюджетным кодексом установлено, что при распределении налоговых доходов по  уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы консолидированного бюджета РФ.  Распределение главных бюджетных налогов между звеньями бюджетной системы показано в приложении 2.

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

   Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

 Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

   Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.