* В целях реализации законодательно закрепленного Бюджетным кодексом РФ принципа общего (совокупного) покрытия расходов, в соответствии с которым доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными его расходами, законом о федеральном бюджете на 2001 г. предусмотрена ликвидация с 1 января 2001 г. практически всех целевых бюджетных фондов федерального бюджета с переводом этих расходов в федеральный бюджет по соответствующим разделам функциональной классификации на общей основе. В составе доходов и расходов федерального бюджета на 2001 и 2002 гг. учтено функционирование Фонда Министерства РФ по атомной энергии.
Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем бюджетных доходов. В табл. 2.2. представлена структура расходов федерального бюджета в 2000-2002 гг.
Третья функция предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия. Первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля. Реализуя возлагаемые на него функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Финансируя из бюджетного фонда приоритетные отрасли хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Часть доходов более «доходных» отраслей направляется в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы, решению других социально значимых задач. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и субъектами РФ.
Стратегические задачи государства по развитию экономики и социальной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. При ее планировании оно должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - основной фактор общей макроэкономической устойчивости.
Структура и динамика расходов федерального бюджета РФ в 2000-2002 гг.
Структура расходов
Удельный вес, %, по годам
Изменение структуры доходов в 2001 г. no сравнению с 2000 г.
2000
2001
2002
Государственное управление и местное
самоуправление
3
3,41
2,91
-0,5
Судебная власть
0.9
0,95
0,98
+0,03
Международная деятельность
6,5
1,86
2,2
+0,34
Национальная оборона
16,5
17,99
14,59
-3,4
Правоохранительная деятельность
и обеспечение безопасности государства
9,3
11,03
8,93
-2,1
Фундаментальные исследования
и содействие научно-техническому прогрессу
1,9
1,85
1,55
-0,3
Промышленность, энергетика и строительство
2,3
3,74
2,96
-0,78
Сельское хозяйство и рыболовство
1,3
1,74
1,38
-0,36
Охрана окружающей среды и природных ресурсов,
гидрометеорология, картография и геодезия
0,4
0,5
+0,1
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
0,2
2,56
3,88
+1,32
Предупреждение и ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
1,1
0,53
0,45
-0,08
Образование
3,8
4,09
4,11
+0,02
Культура, искусство и кинематография
0,6
0,54
-0,01
Средства массовой информации
0,7
-
Здравоохранение и физическая культура
1,64
-0,22
Социальная политика
7,4
9,03
22,1
+13,07
Обслуживание государственного долга
25,7
20,09
14,64
-5,45
Пополнение государственных запасов и резервов
0
0,04
0,03
Финансовая помощь бюджетам других уровней
8,1
15,64
13,63
- 2,01
Утилизация и ликвидация вооружений, включая
выполнение международных договоров
0,52
+0,01
Мобилизационная подготовка экономики
0,1
Исследование и использование
космического пространства
0,38
+0,12
Развитие рыночной инфраструктуры
Военная реформа
0,35
0,85
+0,5
Прочие расходы
-0,33*
-0,16*
+0,17
Целевые бюджетные фонды
7,1
1,16
0,71
- 0,45
Всего **
100
х
Страницы: 1, 2, 3