Рефераты. Бюджет государства

* В целях реализации законодательно закрепленного Бюджетным кодексом РФ принципа об­щего (совокупного) покрытия расходов, в соответствии с которым доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными его расходами, законом о федеральном бюджете на 2001 г. предусмотрена ликвидация с 1 января 2001 г. практически всех целевых бюджетных фондов федерального бюджета с переводом этих расходов в федеральный бюджет по соответствующим разделам функциональной классификации на общей основе. В составе доходов и расходов федерального бюджета на 2001 и 2002 гг. учтено функционирование Фонда Министерства РФ по атомной энергии.

Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем бюджетных доходов. В табл. 2.2. представлена структура расходов федерального бюджета в 2000-2002 гг.

Третья функция предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия. Первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля. Реализуя возлагаемые на него функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Финансируя из бюджетного фонда приоритетные отрасли хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Часть доходов более «доходных» отраслей направляется в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы, решению других социально значимых задач. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и субъектами РФ.

Стратегические задачи государства по развитию экономики и соци­альной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. При ее планировании оно должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - основной фактор общей макроэкономической устойчивости.

Таблица 2.2

Структура и динамика расходов федерального бюджета РФ в 2000-2002 гг.


Структура расходов


Удельный вес, %, по годам


Изменение структуры доходов в 2001 г. no сравнению с 2000 г.


2000


2001


2002


Государственное управление и местное

самоуправление










3


3,41


2,91


-0,5


Судебная власть


0.9


0,95


0,98


+0,03


Международная деятельность


6,5


1,86


2,2


+0,34


Национальная оборона


16,5


17,99


14,59


-3,4


Правоохранительная деятельность

и обеспечение безопасности государства










9,3


11,03


8,93


-2,1


Фундаментальные исследования

и содействие научно-техническому прогрессу










1,9


1,85


1,55


-0,3


Промышленность, энергетика и строительство


2,3


3,74


2,96


-0,78


Сельское хозяйство и рыболовство


1,3


1,74


1,38


-0,36


Охрана окружающей среды и при­родных ресурсов,

гидрометеорология, картография и геодезия










0,4


0,4


0,5


+0,1


Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика









0,2


2,56


3,88


+1,32


Предупреждение и ликвидация последствий

чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий










1,1


0,53


0,45


-0,08


Образование


3,8


4,09


4,11


+0,02


Культура, искусство и кинематография


0,6


0,54


0,53


-0,01


Средства массовой информации


0,7


0,53


0,53


-


Здравоохранение и физическая культура


1,9


1,86


1,64


-0,22


Социальная политика


7,4


9,03


22,1


+13,07


Обслуживание государственного долга


25,7


20,09


14,64


-5,45


Пополнение государственных запасов и резервов


0


0,04


0,03


-0,01


Финансовая помощь бюджетам других уровней


8,1


15,64


13,63


- 2,01


Утилизация и ликвидация вооружений, включая










выполнение международных договоров


0,2


0,52


0,53


+0,01


Мобилизационная подготовка экономики


0,1


0,04


0,03


-0,01


Исследование и использование










космического пространства


0,4


0,38


0,5


+0,12


Развитие рыночной инфраструктуры


-


-


-


-


Военная реформа


-


0,35


0,85


+0,5


Прочие расходы


0,6


-0,33*


-0,16*


+0,17


Целевые бюджетные фонды


7,1


1,16


0,71


- 0,45


Всего **


100


100


100


х


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.