Учётная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 (6) допущений и требований.
На выбор и обоснование учётной политики влияют следующие факторы:
· организационно-правовая форма предприятия (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);
· отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);
· масштабы деятельности организации (объём производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);
· управленческая структура организации и структура бухгалтерии;
· финансовая стратегия организации (например, стремление организации к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учёта, которые позволяют увеличить себестоимость, - применение ускоренных методов амортизации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчётности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учёта и оценки объектов учёта, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и её реализацию, - понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов);
· материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники);
· степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учёта;
· уровень квалификации бухгалтерских кадров.
Основы формирования и раскрытия учётной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации».
Данное положение распространяется:
Þ в части формирования учётной политики – на все организации не зависимо от организационно-правовых форм;
Þ в части раскрытия учётной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчётность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам или по собственной инициативе.
Учётная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
Ø выбранные организацией варианты учёта и оценки объектов учёта;
Ø рабочий план счётов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;
Ø формы первичных учётных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а так же формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;
Ø порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
Ø правила документооборота и технология обработки учётной информации;
Ø порядок контроля за хозяйственными операциями;
Ø другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.
При формировании учётной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учёта осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учёту.
Принятая организацией учётная полтика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями) организации.
Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные организацией при формировании учётной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.
Вновь созданная организация оформляет избранную учётную политику до первой публикации бухгалтерской отчётности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учётная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать Учётную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчётности.
Изменение учётной политики организации может производиться в случаях:
· изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учёту;
· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта. Применение нового способа ведения бухгалтерского учёта предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учёте и отчётности организации или меньшую трудоёмкость учётного процесса без снижения степени достоверности информации;
· существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объёмов деятельности.
Не считается изменением учётной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учёта фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Изменение учётной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном для учётной политики.
Изменение учётной политики должно вводится с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.
Последствия изменения учётной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией денежных данных на дату, с которой применяется изменённый способ ведения бухгалтерского учёта.
Последствия изменения учётной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учёту, отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учётной политики, то они отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчётному, не может быть произведена с достаточной точностью.
Отражение последствий изменения учётной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчётный период соответствующих данных за период, предшествующий отчётному.
Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчётности. При этом никакие учётные записи не производятся.
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. – М.: Проспект, 1998.
3. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н.
4. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
5. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, с изменениями и дополнениями, утверждёнными Правительством Российской Федерации..
6. Положение по бухгалтерскому учёту “Учётная политика предприятия”. ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г.
7. Положение по бухгалтерскому учёту “Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте”. ПБУ 3/2000. Утверджено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г.
8. Положение по бухгалтерскому учёту “Бухгалтерская отчётность организации”. ПБУ 4/99. Утверджено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н.
9. Положение по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов. ПБУ 5/01. Утверджено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. №44н.
10. Положение по бухгалтерскому учёту “Учёт основных средств”. ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г.№ 26н.
11. Положение по бухгалтерскому учёту “События после отчётной даты”. ПБУ 7/98. Утверджено приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. № 56н.
12. Положение по бухгалтерскому учёту “Условные факты хозяйственной деятельности” ПБУ 8/98. Утверджено приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. № 57н.
13. Положение по бухгалтерскому учёту “Доходы организации”. ПБУ 9/99. Утверджено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.
14. Положение по бухгалтерскому учёту “Расходы организаций”. ПБУ 10/99. Утверджено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н.
15. Положение по бухгалтерскому учёту “Учёт нематериальных активов”. ПБУ 14/2000. Утверджено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 91н.
16. “О формах бухгалтерской отчётности организации”. Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н.
17. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверджено приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
18. “О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства”. Утверджено приказом Минфина РФ от 21.12.98 г. № 64н.
19. Альбом новых унифицированных форм первичной учётной документации. Утверждён постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а.
Разработка рабочего плана счетов. Организация самостоятельно разрабатывает план счетов на основе утверждённого плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Министерства Финансов Российской Федерации) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.
На основе системы субсчетов, предусмотренной утверждённым планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.
Выбор формы бухгалтерского учёта. Организация самостоятельно выбирает форму учёта (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощённая, машинно-ориентированная), перечень применяемых учётных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.
Организация бухгалтерского учёта. Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учёт и отчётность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия.
В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.
Определения количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств. При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчётности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств раз в три года, библиотечных фондов – один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество не обязательных для инвентаризации в отчётном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.
Система внутрипроизводственного учёта, отчётности и контроля. Организации самостоятельно разрабатывают систему внутрипроизводственного учёта, функционирования и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований, управления производством и реализацией продукции.
Организация должна раскрывать, избранные при формировании учётной политики способы ведения бухгалтерского учёта, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчётности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учёта, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчётности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
К способам ведения бухгалтерского учёта, принятым при формировании отчётной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчётности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершённого производства и готовой продукции, признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчётности информации об учётной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учёта устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учёту или законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В случае публикации бухгалтерской отчётности не в полном объёме информация об учётной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
Если учётная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчётности.
В тех случаях, когда при формировании учётной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчётности.
Если при подготовке бухгалтерской отчётности имеется значительная неопределённость в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределённость и однозначно описать, с чем она связана.
Существенные способы ведения бухгалтерского учёта подлежат раскрытию в пояснительной записке, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчётности за предшествующий год, раскрывшей учётную политику.
Изменения учётной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчётности. Информация о них должна включать причину изменения учётной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчётного года и каждого года периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчётность за отчётный год); указание на то, что включённые в бухгалтерскую отчётность за отчётный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчётному, скорректированы.
Изменения учётной политики на год, следующий за отчётным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчётности организации.
1. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учёт. М.: Вузовский учебник, 2003 г.
2. Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д.. Под ред. П.С. Безруких. Бухгалтерский учёт. (4-е изд., перераб. и доп.). М.: Бухгалтерский учёт, 2003.
3. Гартвич А.В. Элементарная бухгалтерия. М. 2004.
4. Захарьин В.Р. Теория бухучёта. М. 2003.
5. Кондраков Н.К. Бухгалтерский учёт. М.:ИНФРА-М, 2003 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7