Рефераты. Бухгалтерский учёт

  Бухгалтерский учет и контроль – хозяйственный внутренний контроль (а в ряде организаций внутренний аудит) как функция управления состоит в выявлении отклонении от планов, заказов, сделок, лимитов, смет, норм и нормативов или нарушений законодательных актов и других регламентирующих документов. Для выявления указанных отклонений и нарушений фактические результаты сравнивают с установленным пленом или регламентирующими документами. Источником данных о фактических результатах являются в основном данные бухгалтерского учета.

   Текущий контроль осуществляется в той или иной мере всеми руководителями и специалистами организации и ее подразделений в соответствии с их должностными обязанностями (за качеством продукции, соблюдением технологии, выполнением норм выработки и др.). Бухгалтерская служба под руководством главного бухгалтера обеспечивает контроль за всеми осуществляемыми хозяйственными операциями, а также за сохранностью и состоянием имущества.

   Для выполнения контрольных функций учетные работники наделяются соответствующими правами. Например, главному бухгалтеру предоставлено право второй подписи документов, служащих основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств,  а также расчетных, кредитных и финансовых обязательств. Без подписи главного бухгалтера или лиц, на то им уполномоченных, указанные документы считаются недействительными. С главным бухгалтером обычно согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассира, заведующих складами и др.).

   Бухгалтерский учет и экономический анализ – экономический анализ возник на базе бухгалтерского учета, являющегося основным источником экономической информации. Некоторые приемы анализа, например балансовый метод, заимствованный из бухгалтерского учета. Экономический анализ призван изучать всю систему принятия и выполнения управленческих решений, дать оценку обоснованности этих решений, установить причины выявленных отклонений. Важная роль принадлежит анализу в экономическом обосновании принимаемых решений и составлении планов и прогнозов.

   Связь экономического анализа с бухгалтерским учетом проявляется в том, что в нем используются учетные данные и данные бухгалтерской отчетности, и в том, что он осуществляется в основном работниками бухгалтерии. Главный бухгалтер вместе с другими структурными подразделениями и службами организации проводит анализ ее финансово – хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности с целью выявления внутрихозяйственных резервов, а так же оценки фактического их использования.

   Бухгалтерский и другие виды учета  -  статистический, оперативный и бухгалтерский учет выполняет одни и те же функции в управлении – информационную и контрольную. Эти виды учета взаимно дополняют друг друга, нередко используют одну и ту же информацию. Многие формы статистической и оперативной отчетности составляются совместно работниками экономических и бухгалтерских служб организации (отчеты о себестоимости продукции, по труду и его оплате, объема производства продукции и т.п.).

   Бухгалтерский учет и аудит – ревизии государственных органов и аудиторские проверки со стороны аудиторских фирм осуществляются в основном по данным бухгалтерского учета. Результаты ревизии и проверок в свою очередь нередко используются для исправления учетных данных (при выявлении хищений, недостач, порчи ценности, ошибок в учете и т.п.).

   Бухгалтерский учет, финансы, кредит и право – информация, содержащаяся в бухгалтерском учете, используется при составлении бизнес-планов, при решении правовых и иных вопросов. Вместе с тем по учетным данным осуществляется контроль за выполнением бизнес-планов и финансовым состоянием организации, использованием кредитов банка, эффективностью функционирования правовой службы и др.


   Далее рассмотрим суть бухгалтерского учета, как науки имеющей свой предмет и метод.


                 Предмет и метод бухгалтерского учета

   Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность предприятия. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:

  Объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия.

  Объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.

   К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй – хозяйственные процессы и их результаты.

   Хозяйственные средства предприятия составляют:

   Основные средства – здания, машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и др.; Они действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время (более года) не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что и позволяет предприятию их стоимость включать в себестоимость продукции, работ, услуг частями, в течении нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.

    Нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения (более года), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на пользование землей, водой и прочими природными ресурсами, патенты, изобретения, а также иные имущественные права в том числе на промышленную и интеллектуальную собственность). Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою первоначальную стоимость на затрату производства в течении нормативного срока их службы путем начисления амортизации по установленным предприятием нормам;

   Оборотные средства – сырье, материалы, комплектующие изделия, тара, топливо и другие используются в одном акте производства, и поэтому всю свою стоимость сразу передают на изготовленную из них продукцию. Это особенность требует со стороны предприятия постоянного возобновления, приобретения материальных ценностей. К группе оборотных средств относятся остатки незавершенного производства в цехах, стоимость готовой продукции, товаров и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

   Денежные средства – сумма наличных денежных средств в кассе предприятия, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке, а также ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные сертификаты, векселя) и прочие денежные средства предприятия;

    Средства в расчетах (нам должны) – дебиторская задолженность за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, полученным векселям, суммы за подотчетными лицами и др.

    Отвлеченные средства – возможны в случае получения предприятием прибыли как финансового результата работы. Это начисленные налоги и прочие платежи от прибыли в бюджет или прибыль, использованная на образование фондов экономического стимулирования и специального назначения. Все виды хозяйственных средств предприятия составят актив баланса. Зная примерный состав хозяйственных средств предприятия рассмотрим за счет каких источников они могут быть образованы и получены.


          I Источники собственных средств

  Уставной капитал – совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников) в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных и денежных средств) при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

  Прибыль – сумма превышения доходов над расходами предприятия, полученных с начала года до отчетного периода, от реализации продукции, работ, услуг, материальных ценностей, основных средств, включая превышения внереализационных доходов над расходами.

   Добавочный капитал – как источник собственных средств образуется за счет переоценки основных средств по решению правительства в сторону увеличения их стоимости или за счет безвозмездного поступления различных активов от юридических и физических лиц, а также за счет разницы от продажи собственных акций (превышение продажной цены над номинальной стоимостью акций).

   Резервный капитал – создается за счет прибыли предприятия и предназначен для покрытия непредвиденных потерь и убытков или выплат дивидендов учредителям, имеющим привилегированные акции при недостаточности, для этих целей, прибыли имеющим.

   Специальные фонды – предназначены для создания источников, обеспечивающих расширение производственных площадей, обновление основных средств (фонд накопления) или создающих базу для материального поощрения сотрудников, их отдыха (фонд социальной сферы и фонд потребления).

    Они образуются за счет прибыли, полученной предприятием в результате хозяйственной деятельности и остающийся в его распоряжении.

   Резервы и финансирование. Резервы – необходимы предприятию для покрытия расходов и платежей (резерв предстоящих расходов и платежей, резерв по сомнительным долгам). Они создаются за счет себестоимости или прибыли.

    Финансирование – это средства, полученные от других юридических лиц на выполнение определенного вида работ. Возврату не подлежат.


                   II Кредиты и другие заемные средства

 

   Кредиты банка – сумма полученных краткосрочных и долгосрочных ссуд банка на различные цели (приобретение оборудования, материалов, выдачу заработной платы) с обязательным возвратом и за определенную плату.

   Заемные средства – суммы полученные в долг от юридических или физических лиц на различные цели, по наиболее выгодной процентной ставке.

    Расчеты и прочая кредиторская задолжность (мы должны) – сумма задолжности поставщикам за товары и услуги, по выданным векселям, по авансам полученным, по оплате труда, по расчетам с бюджетом и организациями страхования и др. Все указанные источники составят пассив баланса.

    Рассмотрев чем и за счет чего обеспечивается производственная (хозяйственная) деятельность предприятия, отметим ее деление на три хозяйственных процесса:

   Заготовление – приобретаются товарно-материальные ценности различного вида, необходимые для осуществления производственных и хозяйственных нужд, и товаров для реализации;

   Производство – выполняется основная задача предприятия: изготовляется продукция, оказываются услуги, выполняется работа;

   Реализация – осуществляются договорные обязательства перед заказчиками и покупателями, а выручка от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг зачисляется на расчетный счет или возникает дебиторская задолжность.

   В результате процесса заготовления и производства, путем сопоставления плановых (сметных) и отчетных показателей выявляется экономия или перерасход, а в учете процесса реализации – прибыль или убытки. Отсюда вытекает - что главными задачами бухгалтерского учета являются:

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.