Бухгалтерский учет в России: основные направления развития
А. Бакаев, руководитель Департамента Минфина России
В марте 1998 г. Правительством Российской Федерации была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Целью этой Программы является приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. 2000 г. стал последним годом в выполнении этой Программы.
Основные цели и задачи реформы охватывали:
· формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
· увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
· оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
В соответствии с принятой Программой для достижения поставленных целей было предусмотрено проведение трех блоков мероприятий: обновление нормативной базы бухгалтерского учета; становление бухгалтерской профессии; повышение квалификации бухгалтерских кадров.
Что же сделано за прошедшие три года?
Обновление нормативной базы бухгалтерского учета
В рамках выполнения правительственной Программы в части, связанной с нормативной базой, распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.05.98 г. N 587-р принят План внедрения положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в практику. Минфином России утвержден ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и методических указаний (МУ), приведенных ниже.
|------------------------------------------------------------|
| Общие вопросы раскрытия информации |
|Бухгалтерская отчетность |ПБУ 4/99, утверждено приказом |
|организации |Минфина России от 6.07.99 г. N |
| |43н |
|-------------------------|----------------------------------|
|Сводная бухгалтерская |МУ, утверждены приказом Минфина |
|отчетность |России от 12.05.99 г. N 36н |
|Прибыль на акцию |МУ, утверждены приказом Минфина |
| |России от 21.03.2000 г. N 29н |
|Информация по сегментам |ПБУ 12/2000, утверждено приказом |
| |Минфина России от 27.01.2000 г. |
| |N 11н |
|Информация об |ПБУ 11/2000, утверждено приказом |
|аффилированных лицах |Минфина России от 13.01.2000 г. |
| |N 5н |
|Учетная политика |ПБУ 1/98, утверждено приказом |
|организации |Минфина России от 9.12.98 г. N |
| |60н |
|Условные факты |ПБУ 8/98, утверждено приказом |
|хозяйственной |Минфина России от 25.11.98 г. N |
|деятельности |57н |
|События после отчетной |ПБУ 7/98, утверждено приказом |
|даты |Минфина России от 25.11.98 г. N |
| |56н |
| Активы и обязательства организации |
|Основные средства |ПБУ 6/97, утверждено приказом |
| |Минфина России от 3.09.97 г. N |
| |65н |
|Материально- |ПБУ 5/98, утверждено приказом |
|производственные запасы |Минфина России от 15.06.98 г. N |
| |25н |
|Нематериальные активы |ПБУ 14/2000, утверждено приказом |
| |Минфина России от 16.10.2000 г. |
| |N 91н |
|Активы и обязательства, |ПБУ 3/2000, утверждено приказом |
|стоимость которых |Минфина России от 10.01.2000 г. |
|выражена в иностранной |N 2н |
|валюте | |
|Доверительное управление|МУ, утверждены приказом Минфина |
|имуществом |России от 24.12.98 г. N 68н |
| Финансовые результаты организации |
|Доходы организации |ПБУ 9/99, утверждено приказом |
| |Минфина России от 6.05.99 г. N |
| |32н |
|Расходы организации |ПБУ 10/99, утверждено приказом |
| |33н |
|Договоры (контракты) на |ПБУ 2/94, утверждено приказом |
|капитальное строительство|Минфина России от 20.12.94 г. N |
| |167 |
|Государственная помощь |ПБУ 13/2000, утверждено приказом |
| |N 92н |
Кроме того, были внесены изменения и дополнения в основной документ, в котором в концентрированном виде изложены фундаментальные правила бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности - в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Отметим, что вместо трех положений по бухгалтерскому учету выпущены методические указания. Это связано с неготовностью по ряду причин на данном этапе сформулировать в положениях нормы по трем темам (прибыль на акцию, сводная бухгалтерская отчетность, доверительное управление имуществом).
Разрабатываются проекты документов по прекращению операций, финансовым вложениям, реорганизации организаций, аренде основных средств и расчетам по налогам. Замедление в работе над этими проектами связано с тем, что, например, не принят Налоговый кодекс Российской Федерации в части налога на доходы (прибыль) и поэтому откладывается выпуск ПБУ "Расчеты но налогам". В Комитете по международным стандартам финансовой отчетности нет достаточной ясности в вопросе о применении МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка", поэтому мы вынуждены придерживать разработку ПБУ "Финансовые вложения" и т.д.
В рамках выполнения Программы удалось разработать блок документов, связанных с формированием и составлением бухгалтерской отчетности. Это ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", приказы Минфина России от 13.01.2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и от 28.06.2000 г. N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации". В годовой бухгалтерской отчетности за 2000 г. должны проявиться новые подходы и правила, заложенные в указанных новых документах и положениях по бухгалтерскому учету. Новизна состоит, в частности, в том, что Минфин России отказался от типовых форм бухгалтерской отчетности, утвердив только их образцы в качестве рекомендаций. В ходе проведения отчетной кампании должны проявиться умение, компетентность и квалификация главных бухгалтеров готовить бухгалтерскую отчетность в соответствии с общими требованиями, изложенными в ПБУ 4/99, и правилами раскрытия информации, приведенными в каждом положении по бухгалтерскому учету, а также разными подходами для:
· субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
· средних и крупных организаций;
· крупнейших организаций.
В конце 2000 г. Минфин России утвердил новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, а Минюст России принял решение квалифицировать этот документ как не требующий государственной регистрации. В связи с этим для многих организаций появилась возможность применять новый План счетов бухгалтерского учета с 1 января 2001 г. Для большинства организаций переход на новый План счетов состоится 1 января 2002 г. Обращаем внимание читателей на отсутствие промежуточных дат для начала применения нового Плана счетов бухгалтерского учета. Это соответствует нормам положения по бухгалтерскому учету "Учетная политики организации" (ПБУ 1/98). Во многом данная ситуация вызвана необходимостью проведения подготовительной работы по такому переходу. Речь идет о тщательном изучении самого Плана счетов бухгалтерского учета, разработке учетной политики организации, учитывающей вводимые новации (например, только отмена в качестве самостоятельного объекта бухгалтерского учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов потребует определенной перестройки не только в синтетическом учете), уточнении регистров бухгалтерского учета, переналадке программных продуктов, обучении персонала новым правилам и т.п. Подчеркнем, что большинство нововведений в Плане счетов бухгалтерского учета вытекает из содержания положений по бухгалтерскому учету - как утвержденных, так и разрабатываемых в рамках правительственной Программы.
Подготовлена и внесена на рассмотрение в Правительство Российской Федерации новая редакция Федерального закона "О бухгалтерском учете". Изменения, внесенные в проект Федерального закона, согласуются с новациями, вытекающими из положений по бухгалтерскому учету (отдельные правила, терминология и др.). При этом в новую редакцию включены два важных дополнения. Первое связано с введением нормы обязательности составления сводной бухгалтерской отчетности группами взаимосвязанных организаций, образованных на добровольных началах. Несмотря на указания Минфина России (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности), многие группы взаимосвязанных организаций не составляют указанной отчетности, сужая базу информации, необходимой для успешного управления такой группой.
Страницы: 1, 2