В случае не глобального дефицита внешнего баланса возможно, что государство просто не обладает достаточным количеством резервов в валюте (и в золоте) чтобы удержать курс своей валюты в пределах разрешенных границ. Предусматривали ли Бреттон-Вудские соглашения возможность использовать средства МВФ ?
3. СРЕДСТВА МВФ
Они различны:
1- Подписной капитал стран-членов
Взносы (подписка) стран-членов, называемые квотами в настоящее время выражаются в СДР (смотри определение СДР ниже в этом курсе).
Изначально доли или квоты устанавливались в зависимости от многих факторов: национальный доход, золотые и валютные запасы, объем экспорта и импорта и т.д. Была выведена довольно громоздкая формула, но в действительности каждая страна обговаривала свою квоту с МВФ, стараясь добиться как можно большей доли. Установка квот имеет в высшей степени политический характер, в самом деле, квоты выполняли множество разных функций:
Кроме того, что они определяют размер подписного капитала каждой страны- члена, они также определяют:
Размер и форму займов, которые страна может получать в МВФ (т.е. возможность получить от Фонда более или менее значительную помощь).
Размер ассигнований в СДР, которые получает страна.
Право голоса в руководящих органах - в Бюро управляющих и в Совете Администрации.
Каждая страна имеет в этих органах базовое количество голосов - 250, плюс один голос за каждую долю в квоте, равную 100000 СДР (ранее было 100000 $ ). Так Мальдивская Республика имеет 270 голосов (это страна с наименьшей квотой); США обладали в 1986 г. 179433 голосами, что составляло 19,29 % от общего числа.
Устав МВФ предусматривает:
Пересмотр (что не означает обязательное изменение) квот Советом Управляющих каждые 5 лет, как было установлено сначала, в 1973 г. этот срок был сокращен до 3 лет, чтобы лучше учитывать все более и более быстрое развитие международных денежных отношений.
Кстати, Совет Управляющих при наличии 85 % голосов может настоять на полном пересмотре квот, кроме того, квота страны может пересматриваться по ее требованию.
С момента образования МВФ было много изменений квот. Общая их сумма увеличилась с 7.7 млрд. долларов в 1945 г. до 90 млрд. СДР (что составляет порядка 108 млрд. долларов) в 1986 г.; стоит также отметить, что увеличилось количество участников МВФ (45 вначале, 151 в 1986 г.).
Итак, средства МВФ значительно увеличились, таким образом, чтобы удовлетворять потребностям участников Фонда (см. ниже права заимствования).
Благодаря таким пересмотрам было также пересмотрено членство с целью более полного учета изменения политического и экономического веса некоторых стран на мировой арене. Так, в 1975 г. и еще позднее несколько раз были увеличены квоты стран-членов ОПЕК по отношению к другим странам. Страны ОПЕК имели 11.,5 % от общего числа квот в 1986 г., в 1974 г. - 4.9 %; доля индустриальных стран в 1986 составляла 62.74 %, доля не нефтяных развивающихся стран составила 25.7 %.
Это соотношение предоставляло США и ЕЭС (совместно) право вето на решения, принятые МВФ. Действительно, важные вопросы должны приниматься квалифицированным большинством, которое было 4/5 до 1969, а с 1969 - 85 %.
До 1978 г. 25 % квот должны были выплачиваться в золоте, а 75 % в национальной валюте. Исключения делались странам, у которых были небольшие резервы золота и долларов, им было разрешено уплачивать в золоте меньшую часть из следующего:
25 % квоты;
10 % золотых и долларовых запасов страны. С 1-го апреля 1978 г., в результате изменения Устава МВФ, ему было запрещено всякое использование золота, квоты могли уплачиваться в национальной валюте, в валюте другой страны МВФ, в СДР. В действительности же с этого момента увеличения квот должны были выплачиваться 25 % в СДР, 75 % в национальной валюте.
Следует отметить, что эти квоты частично соответствуют авуарам МВФ, выраженным в деньгах, которые никому не нужны.
2-вид средств МВФ поступает за счет капитальных вложений, (например, боны Казначейства США), комиссионные, получаемые при каждом займе (0.5 %) и удерживаемые со средств, которые превышают квоту определенной страны (размер увеличивается в зависимости от суммы). 3-Займы двух типов:
Индивидуальные займы - у какой-либо страны, т.е. официальные источники (казна или центральный банк), или частные источники, такие как банки второго уровня при условии согласия страны.
Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), здесь существует единственный случай - соглашение, подписанное в 1961 в Париже между 10 наиболее богатыми странами (США, Германия, Япония, Франция, Канада, Бельгия, Нидерланды, Италия и Швеция) к которым в 1964 г. присоединилась Швейцария. По этим соглашениям подписавшие их страны обязуются предоставить в распоряжение МВФ дополнительные средства (готовая кредитная линия) на сумму 6 млрд. долларов (США- 2 млрд., Великобритания - 1 млрд., остальное делится между другими странами). Дополнительные ресурсы предназначены исключительно для использования странами, подписавшими соглашения. Заключенное сначала на 4 года это соглашение постоянно продлевалось; в 1983 размер вкладов достиг 17 млрд. СДР. ГСЗ позволило финансировать несколько крупных займов, в частности Великобритании, США, Франции и Италии. Но кроме того, во время частых встреч 10 наиболее значительных западных стран поднимались самые важные вопросы, придавалось значение автономным решениям.
За последние годы эта группа сменилась более тесными: G5 (США, Япония, Франция, Великобритания, Германия) и G7 (предыдущие страны плюс Канада и Италия).
4. ДОСТУП СТРАН-ЧЛЕНОВ К СРЕДСТВАМ МВФ
Он может принимать несколько форм: а) Займы или Права Заимствования
Они соответствуют операциям типа "своп", т.е. страна дает МВФ эквивалент в национальных деньгах за сумму которая предоставляется ей в валюте (или в СДР). Рассмотрим пример. Предположим, что Италии в результате дефицита торгового баланса с Францией нужны франки (например, так требуют правила Европейской Валютной Системы). Италия может обратиться в МВФ и взять в нем заем на условиях, которые будут уточнены. Италия вносит в Фонд сумму в лирах, которая увеличит резервы Фонда в лирах, в обмен, Италия получает франки из резерва Фонда из той суммы, которую Франция уплатила в качестве квоты или из займов, которые Франция предоставила Фонду или за счет средств, которые Франция уплатила Фонду до этого. Когда Италия будет расплачиваться, она должна внести не обязательно французские франки, но конвертируемые деньги, одобренные Фондом или СДР (до 1978 г. она могла также расплачиваться золотом), таким образом Италия выкупит свои лиры.
Правила выдачи займов регламентированы и производятся при определенных условиях; существуют 3 порядка запретов на выдачу займа:
1-Ограничения на условия операций:
Чем больше задолженность определенной страны, тем на более жестких условиях ей предоставляется заем. Займы классифицируются21 по частям (траншам), каждая из которых соответствует сумме, равной четвертой части квоты страны-заемщика.
В первой части (25 % квоты) - сначала это была золотая часть, сейчас это так называемая резервная часть (всякие ссылки на золото были убраны из Устава МВФ) - заем предоставляется автоматически (безусловно).
Вторую часть (от 25 % до 50 % от квоты) Фонд обычно предоставляет довольно либерально. Однако страна должна предоставить программу, в которой будут указаны меры по ликвидации дефицита внешнего баланса. Средства предоставляются без оценки возможности реализации программы и без рассрочки займа. Что касается следующих долей, то здесь все не так; программа в данном случае должна включать оценки ее выполнения, заем предоставляется в рассрочку по этим оценкам. Здесь применяется так называемый принцип условий кредита, который основывается на принципе: финансирование внешнего дефицита страна за счет средств МВФ не может быть бесконечным; следовательно, сверх определенного уровня (50 % квоты) использование средств фонда возможно при условии внедрения страной программы восполнения внешнего дефицита, одобренной фондом. В действительности, сверх второй части заем разрешается только если проводится достаточно жесткая экономическая политика (чем больше сумма займа, тем жестче должна быть политика), цель которой - установление устойчивого равновесия и, в частности, борьба с инфляцией, которую МВФ старается рассматривать как источник всех зол (безработица, особенно внешняя нестабильность) основная причина которой (опять-таки по мнению МВФ) примиренческая денежная политика и "экспансионистская финансовая политика" (Жак де Ларозьер, Генеральный директор МВФ, 1982 г.). В этих условиях рассматриваемые страны, т.е. главным образом развивающиеся, должны проводить дефляционную политику, последствием которой является слабый рост, иногда даже спад; эта политика слишком дорога в социальном плане для стран, где большая часть населения находится за чертой бедности. Отсюда происходят выступления населения, иногда с применением насилия (пример: в марте 1989 г. в результате беспорядков погибло более 200 человек в Венесуэлле, что являлось следствием жесткой программы, принятой этой страной для получения дополнительных займов от МВФ), а также протесты политических деятелей, которые рассматривают "требования" (условия) МВФ как недопустимое вмешательство во внутренние дела страны. Обязанности, под которые Фонд предоставляет займы, в действительности, иногда оказываются принудительными для данных стран: контроль за программой стабилизации, право наблюдения за денежной и кредитной политикой, за управлением общественными службами, и т.д., все, что прямо или косвенно контролирует выбор, производимый страной.
Но может ли это происходить по-другому ?
Займы, на самом деле, являются кредитами. Развивающиеся страны предоставляют фонду свои деньги, которые не представляют никакой стоимости, в обмен на твердую валюту, которая позволит им осуществлять платежи. Кредитор, в этом случае это МВФ будет не безразличен к финансовому положению дебитора, заемщика; он должен оценить для себя риск предоставления кредита, т.е. шансы на выплату, которые уменьшаются с увеличением задолженности. Таким образом, логика кредитной операции требует чтобы получил как можно больше гарантий, чтобы застраховаться от неуплаты. Кроме того, что кажется менее всего необходимым, Фонд гарантирует, что средства, предоставленные таким образом, не будут использованы в других целях, не будут способствовать, например, утечки капитала за пределы страны (см. параграф ниже о задолженности стран третьего мира).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5