Варрант – это опцион на приобретение определенного числа акций (варрант акций) или облигаций (варрант облигаций) по цене исполнения в любой момент времени до истечения срока действия варранта.
Варранты обыкновенно выпускаются в качестве добавления к какому-либо договору, чтобы сделать его более привлекательным для инвестора. Однако, если исполняется варрант акций, то увеличивается общее число обращающихся акций данной компании, что приводит к снижению прибыли на акцию и цены акции. При исполнении варранта облигаций компания увеличивает размеры своей задолженности вследствие выпуска дополнительного числа облигаций. Иногда варранты могут отделяться от таких активов и тогда они обращаются самостоятельно.
Ценные бумаги – это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар, приносить доход.
Ценность для инвестора, т.е. способность удовлетворять их определенные потребности, состоит, прежде всего, в том, что ценная бумага приносит определенный доход. Этот доход может реализовываться как при выплате процентов и дивидендов, так и в результате роста курса на бирже.
Специфической чертой ценной бумаги является ежедневное установление ее курса на официальном рынке. Котировка ценной бумаги представляет собой соотношение между текущим спросом и предложением на нее. Текущий спрос определяется наивысшей ценой, по которой покупатели согласны приобрести ценную бумагу, а текущее предложение соответствует минимальной цене, по которой кто-либо желает ее продать.
Так как покупатели, продавцы акций, сам фондовый рынок существуют не в вакууме, а в конкретных экономических условиях, то можно выделить три группы ценообразующих факторов, которые определяют курс ценных бумаг: объективные, спекулятивные и субъективные факторы.
В группе объективных выделяются две подгруппы факторов: факторы, действующие на микроуровне, и факторы, действующие на макроуровне.
Факторы, действующие на уровне выпуска акций, относятся к микроуровню. Эти объективные факторы сводятся к параметрам состояния действительного капитала, являющегося основной для выпуска ценных бумаг данным эмитентом:
- финансовое состояние фирмы эмитента (данный параметр влияет в первую очередь на степень риска вложений: чем лучше финансовое состояние акционерного общества, тем безопаснее инвестирование в ее ценные бумаги);
- стоимость и количество акций, находящихся на руках у владельцев (этот параметр влияет главным образом на ликвидность акций: чем больше количество находится в обращении, тем, как правило, выше ликвидность);
- текущие прибыли акционерного общества – определяют величину дивидендов;
- перспективность отрасли, в которой функционирует данное акционерное общество (в отрасли высоких технологий возникает своеобразный « отложенный спрос» на дивиденды: инвесторы ориентируются не на величину дивидендных выплат, а на ожидаемый в перспективе прирост цены акций).
Факторы, действующие на уровне группы выпусков или на всем фондовом рынке, располагаются на макроуровне. Эти объективные факторы характеризуют общее состояние экономики (в некоторых случаях и мировой):
- устойчивость, сбалансированность и перспективы роста экономики, надежность финансовой системы (степень риска вложений);
- конъюнктура товарных рынков, рынков золота, недвижимости и т. п. (сопоставление с альтернативными формами инвестирования);
- темпы экономического роста;
- масштабы производства акционерных предприятий, степень использования ими ценных бумаг для привлечения средств (ликвидности);
- межотраслевые переливы капиталов, состояние платежных балансов и валютной системы.
На курс акций значительное влияние оказывают особые биржевые факторы субъективные и спекулятивные.
Субъективные факторы, влияющие на курс акций по своему характеру неоднородны: одни связаны с техническими аспектами функционирования фондовых рынков, другие – с методикой анализа ценных бумаг и прогнозирования их динамики, третьи – с позициями и мнениями отдельных лиц.
Важное значение для движения курсов акций имеют:
- объем рынка ценных бумаг;
- масштабы деятельности, биржевых посредников;
- техническая оснащенность торговли.
В целом, чем больше объем рынка и чем лучше его оснащенность, тем ниже риск инвестиционной деятельности. Тем не менее, при большом доверии к биржевому механизму любые технические ошибки в котировках и сбой в системе могут привести к непредсказуемым результатам, не имеющим ничего общего с реальным положением дел в экономике в целом.
Учитывая, что в каждый момент курсы акций определяются не только реальным положением дел в компании и экономике в целом, но и ожиданиями, инвесторами уделяется большое внимание анализу и прогнозированию котировок.
В условиях существования различных школ анализа появляется множество рецептов инвестиционной деятельности. Ни одна из теорий не может дать точного ответа на вопрос, каким будет курс завтра, послезавтра, через месяц и т.д.
На цены акций могут существенно воздействовать и чисто личностные факторы. К ним относятся:
склонность отдельных биржевиков к использованию конфиденциальной информации;
заявление финансовых деятелей, пользующихся доверием у инвесторов.
Спекулятивные факторы занимают особое место в ряду объективных и субъективных условий. С одной стороны, спекуляция не связана напрямую с состоянием действительного капитала, и ее нельзя отнести к объективным факторам. С другой стороны, для рынка ценных бумаг спекуляция – такая же объективная и важная форма операций, как «нормальная» торговля на рынке товаров. Более подробно спекуляция деятельность будет рассмотрена ниже.
Таким образом, на курсы акций влияет огромное множество факторов. Количественной оценке влияние всего этого комплекса факторов поддается с большим трудом. Однако можно выделить следующие наиболее важные из них:
- доходность;
- степень риска вложений;
- ликвидность;
- соотношение с альтернативными сферами вложения капитала.
По организационной структуре рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный рынки.
Первичный рынок – это рынок, на котором происходит первоначальное размещение ценной бумаги. Любая ценная бумага продается первый раз на первичном рынке. Таким образом, термин «первичный рынок» относится к продаже новых выпусков ценных бумаг.
В результате продажи бумаг на первичном рынке лицо их выпустившее получает необходимые ему финансовые ресурсы, а бумаги поступаю в руки первоначальных держателей. Ценные бумаги выпускают главным образом юридическими лицами. В тоже время такая бумага как вексель может быть выписана и физическим лицом. Лицо, выпустившее ценную бумагу, называют эмитентом, а выпуск бумаг – эмиссией. Лицо, приобретающее ценные бумаги, именуют инвестором. На фондовом рынке главными покупателями ценных бумаг выступают юридические лица, прежде всего банки, страховые организации, инвестиционные и пенсионные фонды, так как именно они располагают наибольшей суммой средств.
После того как первоначальный инвестор купил ценную бумагу он вправе перепродать ее другим лицам, а те, в свою очередь, свободны, продать их следующим вкладчикам. Первая и последующие перепродажи ценной бумаги происходят на вторичном рынке. Вторичный рынок – это рынок, на котором происходит обращение ценных бумаг. На нем уже не происходит аккумулирование новых финансовых средств для эмитента, а наблюдается только перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов. Вторичный рынок, являясь механизмом перепродажи, позволяет инвесторам свободно покупать и перепродавать бумаги.
Первичный и вторичный рынки в определенной форме противостоят друг другу, но в то же время и взаимодополняют. Такое противоречие возникает в связи с тем, что, выполняя общую функцию по торговле и обращению ценных бумаг, они руководствуются специфическими методами их отбора и реализации. Если через первичный оборот осуществляется в основном финансирование воспроизводственного процесса, то на вторичном с помощью скупки акций происходит перераспределение контроля над корпорациями, идет формирование и перетасовка контроля между различными финансовыми группами.
Хеджирование – это биржевое страхование от неблагоприятного изменения цены, основывающееся на различиях в динамике цен реальных товаров и цен фьючерсных контрактов на этот же товар или цен на «физическом» и фьючерсном рынках.
Биржевая спекуляция – это способ получения прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, базирующейся на различиях в динамике цен фьючерсных контрактов во времени, пространстве и на разные виды товаров.
В экономическом смысле и хеджирование, и биржевая спекуляция представляют собой просто спекуляцию, то есть способ получения прибыли, основывающийся не на производстве, а на разнице в ценах.
Хеджирование и биржевая спекуляция – две формы спекуляции на бирже, сосуществующие и дополняющие друг друга. Хеджирование невозможно без биржевой спекуляции и наоборот, биржевая спекуляция не имеет смысла без подпитки ресурсами с рынков хеджеров. Поэтому рассмотрим механизм хеджирования более подробно.
Хеджирование на бирже осуществляют, как правило, предприятия, организации, частные лица, которые одновременно являются участниками рынка реальных товаров: производители, переработчики, торговцы.
Хеджирование преследует цель – компенсировать за счет прибыли убытки, полученные от реализации на рынке реального товара. Оно выполняет функцию биржевого страхования от ценовых потерь на рынке реального товара и обеспечивает компенсацию некоторых расходов.
Страницы: 1, 2, 3, 4