Рефераты. Безработица в современной России

16.8

Итого

86

100

4936

100

Таблица 1. Группировка субъектов Российской Федерации по уровню безработицы  в среднем за май 2006-февраль 2007гг. Источник: Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru

 

Такая дифференциация в уровне безработицы в различных субъектах РФ объясняется тем, что в некоторых районах России отсутствуют вакансии. Размер минимального пособия по безработице в РФ в 2007 году составляет – 720 рублей, максимального – 2880 рублей[9].

Структурная безработица.

Преобразование экономики страны, повлекшее резкий спад производства, привело к возникновению структурной безработицы. Данное обстоятельство вызвало резкое увеличение спроса на специалистов новых отраслей (в том числе сферы услуг) и резкий спад спроса на прежних специалистов.

Показатель региональной структурной безработицы в последнее десятилетие вырос в два раза - с 22% в 1992 году до почти 40% в 2000-е годы.[10]

Рассмотрим подробнее причины, повлиявшие на возникновение высокого уровня структурной безработицы на рынке труда.

Наибольшее влияние на формирование данной ситуации оказала организационно-технологическая модернизацией производства и колебание совокупного спроса на продукцию различных отраслей. Неконкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортными аналогами, поступившими на рынок в связи с наступившей свободой осуществления внешнеэкономической деятельности, привела к резкому спаду спроса на отечественные товары, а, следовательно, сворачиванию оборотов промышленных предприятий и сокращению численности сотрудников.

Свой отпечаток на сложившуюся ситуацию накладывает неразвитость в должной степени рынка капитала, финансов, жилья и т.д. Отсутствие свободы движения рабочих мест и перелива рабочей силы между сферами занятости, отраслями хозяйства и по территориям приводят к низкой, хаотичной мобильности рабочей силы, способствующей росту безработицы.

Число структурных безработных возрастает за счет различия в положении представителей различных профессий в различных отраслях. Представители "сквозных профессий" (например, работники транспорта и сантехнических служб) могут устроиться на работу относительно быстро в другой отрасли. В свою очередь, овощеводу или животноводу, учителю, найти работу в другой отрасли сложнее, соответственно такие категории работников увеличивают число структурных безработных[11].

Содействует росту структурной безработицы и отсутствие согласованного с динамикой спроса экономики на рабочую силу функционирования системы профессионального образования. Данная ситуация приводит к тому, что отраслевая принадлежность подготовленных специалистов весьма слабо соотносится с существующими на рынке труда вакансиями.

Проблемы безработицы в России на перспективу.

Уже с 2007 года на состоянии экономики начнет сказываться ухудшение демографической ситуации и сокращение численности граждан трудоспособного возраста. По подсчетам специалистов Минздравсоцразвития, количество занятых в экономике граждан сократится до 65 млн. человек. "Дефицит рабочей силы может в ближайшем будущем привести к сокращению темпов роста российской экономики", - рассказал источник "РГ"[12].

Существующие тенденции показывают, что старение населения будет продолжаться, что выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста.

Однако останется проблема структурного дефицита трудовых ресурсов. Парадоксальное, на первый взгляд, одновременное существование проблем повышения уровня занятости и нехватки трудовых ресурсов объясняется неоднородностью положения в различных отраслях народного хозяйства, в различных регионах страны, а так же в крупных городах, с одной стороны, и в сельской местности и в малых городах - с другой[13].

Наиболее проблематичным станет возмещение потерь среди квалифицированных работников сельского хозяйства и индустриальных отраслей экономики. Поэтому от структуры и качества производимого системой профессионального образования кадрового капитала зависит конкурентоспособность экономики страны. Проведение реформы системы профобразования должно ориентироваться на повышение его качества и соответствие потребностям рынка труда. Большой проблемой становятся сертификация и специализация обучающихся. Отсутствие единой системы создает трудности при трудоустройстве как выпускников, так и уже работающих людей.
Структура учебных заведений профобразования за последние 10 лет осталась неизменной. Наибольший вес по-прежнему имеют начальные профессиональные учреждения, наименьший - вузы. Оставляет желать лучшего и уровень получаемого образования. По данным одного из последних опросов, 25% респондентов считают полученные знания недостаточными для работы в реальных условиях и лишь 15% всем довольны. Присоединяются к ним и руководители - 2/3 из них считают необходимым повышать квалификацию выпускников[14].  

            Таким образом, ситуация, складывающаяся на рынке труда, выдвигает на первый план проблему роста технологической безработицы как важнейшей составляющей уже сложившейся структурной безработицы, так как в XXI веке конкурентоспособность экономики страны, прежде всего, определяется высокотехнологичными секторами экономики.

В связи со сложившейся ситуацией в целях снижения уровня безработицы правительство РФ разрабатывает региональные целевые программы по сокращению числа безработных, на которые планируется выделить 20 млрд. руб. из федерального бюджета. Возможности минимизации уровня безработицы будут рассмотрены в следующем параграфе.

 

2.3. Методы снижения уровня безработицы в России.

 

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.

Рассмотрим подробнее данные методы:

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения. (Схема 1.)

 Безработица в современной России  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.